Тема 2. Психологические эффекты процесса социализации человека.
Социализация и формирование высших психических функций. Первоначальные представления о высших психических функциях. Формирование высших психических функций в филогенезе. Возникновение языка и его роль в развитии высших психических функций. Развитие поведения ребенка от элементарных естественных форм и культурным формам. Связь элементарных и высших психических функций.
Тема3. Психологические эффекты социализации.
Социализация когнитивной сферы личности. Мышление и формирование системы понятий. Социализация эмоциональной сферы человека. Социализация поведения. Социализация и формирование Я-концепции.
МОДУЛЬ 4. НЕУДАЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЗАДАПТИВНЫХ ФОРМ МЫШЛЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ
Тема 1 Социальная изоляция и эмоциональная депривация в детском возрасте.
«Неудачная социализация» - сущность понятия. Классификация последствий «неудачной социализации». Сущность понятий социальная изоляция и эмоциональная депривация. Результаты социальной изоляции и эмоциональной депривации для человека. Последствия социальной и педагогической запущенности. Формы педагогической запущенности. Личностные дисгармонии у детей воспитывающихся в институционализированых учреждениях.
Тема 2. Неудачная социализация и аномалии нервной системы, характера.
«Неудачная социализации» и акцентуации, аномалии характера. Акцентуированные личности- понятие и классификация. Понятие «Психопатия» и отличие от иных форм психической патологии. Психопатическая личность. Критери оценки психопатической личности по О. Кернбергу. Формирование акцентуации характера и психопатии. Условия способствующие формированию патологических черт характера и психопатии. «Неудачная социализация» и нервозы. «Неудачная социализация» и шизофрения.
Тема 3. Психология социализации и формирование зависимости от психоактивных веществ.
Алкоголизм понятие и сущностные характеристики. Социальная природа алкоголизма. Факторы социализации и алкоголизм. Наркомания причины и последствия для личности. Социально-психологические факторы приобщения к наркотикам. Роль семьи и сверстников в приобщении к наркотикам.
Таблица 4.
Соответствие содержания требуемым результатам обучения
№ п/п/п | РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ | Учебно-образовательные модули | ||||
Модуль 1 | Модуль 2 | Модуль 3 | Модуль 4 | |||
1 | Знания: |
|
|
|
| |
1.1. | Основные понятия социальной психологии, психологии социализации и социальной адаптацииличности. | * | * | * | * | |
1.2 | Процессы социализации и адаптации личности в современных условиях. | * | * | * |
| |
1.3 | Факторы социализации влияющих на формирование и развитие личности ребенка | * | * |
| * | |
1.4 | Психолого-педагогические способах социализации и адаптации личности |
| * | * |
| |
1.5 | Основы социального партнерства воспитуемой личности, социального педагога и общеобразовательных учреждений и других социальных институтов в вопросах социализации | * |
| * |
| |
1.6 | Способы диагностики и коррекционной работы по социальной адаптацииличности |
|
| * | * | |
2 | Умения: |
|
|
|
| |
2.1. | Организация межличностных контактов, общения и совместной деятельности детей и взрослых |
|
| * | * | |
2.2 | Организация междисциплинарного и межведомственноговзаимодействияспециалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношении, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении | * | * | * | * | |
2.3 | Проектирование и осуществление диагностической работы, необходимой в профессиональной деятельности; |
|
|
| * | |
2.4 | Анализ и прогноз рисков образовательной среды, планирование комплексных мероприятий по их предупреждению и преодолению .
| * | * |
| * | |
3 | Владение: |
|
|
|
| |
3.1 | Современными технологиями проектирования и организации научного исследования в области семейного воспитания на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности | * | * | * | * | |
3.2 | Способами конструктивного взаимодействия с родителями и специалистами, участвующими в образовательном процессе, для решения проблем воспитания, обучения и развития детей |
|
| * | * | |
3.3. | Способами содержательного взаимодействия с педагогическими кадрами и родителями по вопросам обучения и воспитания. | * | * | * |
| |
4 | Профессиональные компетенции: |
|
|
|
| |
4.1 | Использовать научно-обоснованные методы и технологиив психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации | * | * |
| * | |
4.2 | Уметь организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурнойсреде) и совместную деятельность детей и взрослых |
|
| * | * | |
4.3 | Обладать способностью проектировать профилактические и коррекционно-развивающие программы | * | * |
| * | |
4.4 | Обладать способностью разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка | * | * | * |
|
- Министерство образования и науки рф
- Министерство образования и науки рф
- Составители:
- Рецензенты:
- Цели и задачи дисциплины
- 2.Общие требования к содержанию и уровню освоения дисциплины
- 3.Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы
- (Для дневной формы обучения)
- ( Для заочной формы обучения)
- 4.Содержание дисциплины
- 4.1. Учебно-образовательные модули дисциплины, их трудоемкость и рекомендуемые виды учебной работы
- (Для дневной формы обучения)
- (Для заочной формы обучения)
- 4.2. Дидактический минимум учебно-образовательных модулей дисциплины
- 4.3. Рекомендуемое (примерное) содержание учебно-образовательных модулей модуль 1. Проблеме социализации и социальной адаптации человека.
- Тема 1. Парадигмы социализации человека в различных дисциплинах.
- Тема 2. Социализация и социальная адаптация.
- Тема 3. Психологические факторы социализации и адаптации человека.
- Модуль 2. Фундаментальные основы социализации и социальной адаптации человека
- Тема 2. Психологические эффекты процесса социализации человека.
- 4.4 Практические занятия (практикум)
- План практических занятий
- 5.Самостоятельная работа
- 5.1. Цели и организация самостоятельной работы
- Организация самостоятельной работы. (дневная форма обучения)
- Организация самостоятельной работы. (заочная форма обучения)
- 5.2 Методические указания к выполнению самостоятельной работы
- 6.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Список литературы: Основная:
- Дополнительная:
- Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- 7.Контроль и оценка результатов обучения
- 7.1.Контроль знаний по дисциплине
- 7.2. Рейтинговая оценка знаний по дисциплине
- 8.Материально- техническое обеспечение дисциплины
- Материально- техническое обеспечение дисциплины включает:
- 9.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- 10. Глоссарий основных определений дисциплин
- 2. Практикум.
- 3.План практических занятий
- 3.Методические указания к выполнению самостоятельной работы
- 3. Примерная тематика рефератов по дисциплине Психология социализации и социальной адаптации личности.
- 4. Литература
- 4.Методические рекомендации по проведению активных форм обучения.
- 1. Таблица 1 Матрица компетенций
- 1. Тест по дисциплине «Психология социализации и социальной адаптации личности (обучающий)
- 2 Тест по дисциплине «Психология социализации и социальной адаптации личности (контролирующий)
- Лекция 1 Парадигмы социализации человека в различных дисциплинах. План.
- Литература.
- 1. Рассмотрение социализации в рамках философии, социологии, психологии и педагогики.
- 2. Стадии и уровни процесса социализации.
- Лекция 2,3 Социализация и адаптация в контексте субъектно-объектных отношений. Психологическоеопосредование процесса социяализации.
- Литература.
- 1. Личность и социализация.
- Лекция 4 Социальная изоляция и эмоциональная депривация в детском возрасте. План
- Литература.
- Сущность понятий социальная изоляция и эмоциональная депривация. Результаты социальной изоляции и эмоциональной депривации для человека.
- 2. Последствия социальной и педагогической запущенности. Формы педагогической запущенности.
- 3. Личностные дисгармонии у детей воспитывающихся в институцио-нализированых учреждениях.
- 8. Карта обеспеченности студентов учебной и методической литературой.
- 9. Модульно-рейтинговая система оценки результатов обучения.