logo search
Шнейдер Семейная психотерапия

3. Одаренный ребенок в семье

Сензитивный период для развития способностей наступа­ет до того, как ребенок пойдет в школу, где им займутся спе­циалисты, поэтому в период дошкольного и младшего школь­ного детства семейное воспитание — основное в развитии, вос­питании и образовании ребенка. Семья должна дать ребенку помощь и поддержку в начале развития его способностей и ода­ренности.

В результате исследований западных, в частности амери­канских, психологов были обнаружены сиязи между родителя­ми и детьми с точки зрения наличия у последних отдельных спо­собностей и определена корреляция между уровнями развития способностей у детей и существованием определенных условий окружающей среды; отмечена также важность этих факторов для формирования не только абсолютного уровня способностей, но и индивидуальных способностей.

При анализе исследований, связанных с выявлением вли­яния семьи на развитие одаренного ребенка, можно выделить два направления.

Первое направление посвящено выявлению роли наслед­ственности и среды в природе одаренности. Результаты исследо­ваний в данном направлении показали связь высокого показате­ля IQ (коэффициента интеллекта) с одаренностью (Гальтон, Термен, Йенсен, Верной, Бине-Симон, Векслер) кроме того, анализ показал, что одаренность присуща людям белой расы и связана с наследственными факторами. Но исследователями мало учитывался фактор культуры (в основном обследовались дети из обеспеченных семей), и поэтому результаты не до конца досто­верны.

Интересны данные, полученные в результате исследова­ния наличия тех или иных способностей у родственников. В ре­зультате исследований было выявлено, что родители талантли­вых детей показывают высокий интеллектуальный уровень раз­вития, хотя немногие осознают это, в детстве они проявляли неординарные способности. Но опять же трудно говорить, что сыграло в этом решающую роль -- среда или наследственность.

Что касается личностных характеристик родителей детей с высоким уровнем интеллекта и творческих способностей, то им обычно свойственно положительное отношение к жизни. Как правило, они любят свою работу, энергичны и динамичны. Кро­ме того, родители детей с творческими способностями в боль­шинстве случаев, по-видимому, предпочитают на досуге куль­турное или артистическое времяпрепровождение. Главное, что их отличает, — это антиконформизм, независимость от посто­роннего мнения, от условностей и предрассудков общества. Они уверены в себе и ведут себя свободно, раскованно, не заботясь о своей репутации (Ж. Годфруа).

Данные, полученные отечественными психологами в ходе анкетирования и бесед, подтвердили эти описания родителей одаренных детей. Исследуемые родители предпочитают на досуге культурное времяпрепровождение, ходят в театры, на выставки. Эти семьи характеризуются открытостью, разнообразными со­циальными связями. У них часто бывают родственники или дру­зья. Не реже одного раза в месяц к ним приходят знакомые с детьми или они сами ездят в гости.

Приведенные результаты интересны с точки зрения описа­ния семей одаренных детей, но, к сожалению, они не дают воз­можности однозначно высказаться о преобладании наследствен­ности или среды.

В зарубежной и отечественной психологии большое внима­ние уделяется исследованию близнецов. Сравнивая особенности монозиготных и дизиготных близнецов, выросших вместе и врозь, Эленмейер, Кимплинг и Джарвик определили корреляционную зависимость для монозиготных близнецов, выросших вместе, — 0,87, отдельно — 0,75, в то время как у дизиготных близнецов корреляция колебалась от 0,75 до 0,5. У неродственных лиц, вы­росших вместе, корреляция не превышает 0,5. Бросается в глаза малость различий между коэффициентами корреляции для мо­нозиготных близнецов, выросших вместе и отдельно. Скорее всего, это свидетельствует о том, что, несмотря на разницу в условиях воспитания, уровень интеллекта одинаков. Это можно объяснить сильным влиянием наследственности. Однако Д. Хебб считает, что лишь немногие пары мопозиготных близнецов, выросших раздельно, воспитаны в очень несхожих условиях. Чаще всего их принимают члены той же семьи или соседи. В большинстве слу­чаев семьи опекунов принадлежат к одному социально-эконо­мическому уровню, поэтому нельзя говорить о единственном доминировании наследственности в этих случаях.

Таким образом, рассматривая семью с точки зрения на­следования от родителей интеллектуальной и творческой ода­ренности, трудно однозначно сказать, какие доминанты ее оп­ределяют. Комиссией UNESCO выработана позиция, согласно которой относительная роль наследственности составляет при­мерно 45%, окружающей среды — 35%, на долю взаимодей­ствия между обоими факторами приходятся все остальные 20% (Ж. Годфруа).

Второе направление исследований касается анализа семьи как места, где воспитывается ребенок (Л. Байярд-де-Вало, В. Герцель, Р. Зайонц, В. С. Юркевич, Б. М. Теплов, Н. С. Лейтес, Е. С. Белова, И. П. Ищенко и др.). Бесспорно, что в детстве, особенно дошкольном, ребенок окружен семьей, поэтому существующие в ней условия и установки, свойственные его родителям, имеют очень важное значение для его будущего и для развития интел­лектуальных и творческих способностей. В исследованиях боль­шинства зарубежных и отечественных психологов особое внима­ние уделяется нескольким вопросам:

□ структура и эмоциональный климат семьи,

□ стили детско-родительских отношений,

□ отношение родителей к детской одаренности,

□ а также влияние этих факторов на развитие детей.

Если говорить о структуре семьи, то отмечаются низкие результаты почти по всем видам тестов интеллекта у детей из относительно больших семей, семей без отцов и с другими не­благоприятными семейными обстоятельствами. По данным о структуре семьи отечественных исследователей (исследования проводились в лаборатории способностей и творчества НИИ се­мьи и детства исследователями, работающими с моделью ода­ренности Л. И. Венгера: О. М. Дьяченко, Е. С. Белова, И. П. Ищен­ко и др.), большинство одаренных (87%) воспитывалось в пол­ных семьях. Интересно, что в 70% случаев вместе с детьми и родителями живет кто-либо из родственников: бабушки, дедуш­ки, тети, дяди, двоюродные братья, сестры. Ни у кого из обсле­дуемых детей не было младших братьев или сестер. Возможно, это связано с ранним распознанием родителями одаренности своих детей и их стремлением отдавать все свое время одаренно­му ребенку, всесторонне развивая его (В. Герцель).

Такие представления родителей имеют под собой некото­рые основания.

Так, например, исследования Р. Зайонца и его сотрудни­ков показали зависимость интеллектуальной одаренности и ко­личества детей в семье. Они предложили модель интеллектуаль­ного развития, согласно которой в каждой семье складывается специфическая интеллектуальная обстановка, элементом кото­рой является индивидуальный опыт каждого члена семьи. Каж­дый член семьи влияет на всю семью целиком, а семья влияет на него. Из модели следует, что большего интеллектуального развития следует ожидать в малых семьях с большой разницей лет между сиблингами (Т. А. Думитрашку). Ими было установле­но, что чем больше братьев и сестер, тем ниже их средний коэффициент интеллектуальности. Было обнаружено, что пер­венцы всегда оказываются более развитыми, чем их младшие братья и сестры. Разница IQ между этими крайними группами составляла 10 баллов.

Скорее всего, это происходит из-за того, что младшие дети имеют меньше возможностей общаться со взрослыми. Первенцы же получают больше родительского внимания и больше взаимо­действуют с родителями, чем позже рожденные дети, что и по­зволяет им быстрее развиваться интеллектуально.

Что касается развития творческих способностей, то они практически не связаны с этим фактором. Напротив, важно, чтобы у ребенка был младший брат или сестра с небольшой разницей в возрасте. В этом случае хуже всего приходится после­днему ребенку, родившемуся намного позже остальных и не имеющему возможности придумывать игры вместе с новым ма­лышом (Б. Миллер, Д. Джерард).

Структура семьи в большинстве случаев связана с систе­мой отношений между родственниками и эмоциональным клима­том семьи. Многие ученые отмечают значительное влияние, оказываемое на детей родителями противоположного пола. Раз­личные исследования (М. Horner, J. Freeman, E. Flaming, S. L. Bern и т. д.) говорят о том, что одаренным людям, добившимся успе­ха, свойственна андрогиния, т. е. сочетание женских и мужских черт характера и поведения. Такая гибкость и многоплановость дает им возможность осваивать самые разнообразные сферы де­ятельности. Многие из них в автобиографических отчетах гово­рили о том, что основную поддержку и влияние на них оказыва­ли родители противоположного пола. Особенно это касается от­цов одаренных дочерей.

Исследование отечественных психологов, посвященных детским рисункам, показало, что в своих рисунках дети отража­ют близость к родителям противоположного пола, что подтвер­ждает результаты исследований западных психологов. Ответы на вопросы анкеты и результаты наблюдений также свидетельство­вали о том, что родители противоположного пола больше внимания уделяют своим детям, чем родители того же пола. Мамы давали больше эмоционального тепла и времени мальчикам. Отцы больше занимались с девочками, помогали им в освоении тра­диционных мужских видов деятельности. То же можно сказать и о бабушках и дедушках.

Большинство исследователей считают, что одаренному ре­бенку необходимы ласка, принятие, любовь и уважение. Но од­нозначных данных о том, какой эмоциональный климат чаще всего встречается в семье, где воспитываются такие дети, не найдено.

Ответы на вопросы анкеты, наблюдения за общением ро­дителей с детьми дают возможность говорить о преобладании благополучных семей с эмоционально теплыми взаимоотноше­ниями, в которых ребенка любили, оценивали как уникальную личность, нуждающуюся в понимании и заботе (87%).

Но встречались и неблагополучные семьи (13%), с нару­шенными эмоциональными связями. Причинами могли быть как агрессивность, негибкость отцов, так и холодность, отстранен­ность матерей.

По мнению В. С. Юркевич, климат в семье — принципи­альная основа для развития познавательной потребности, кото­рая является одной из ведущих характеристик одаренности. Но сам по себе климат очень часто является лишь отражением более глобальной системы, окружающей ребенка, — своего рода се­мейной педагогической системы, которая во многом зависит от наличия познавательной потребности у родителей.

Ф. Вайсе рассмотрел ряд работ, где найдены положитель­ные корреляции между уровнями развития умственных способ­ностей и социальным статусом семьи, между одаренностью де­тей и уровнем сложности отцовской профессии. Высокоспособ­ные дети очень редко происходят из среды малоквалифициро­ванных родителей (малоквалифицированные рабочие могут иметь высокоспособных внуков, но редко высокоспособных детей).

В рамках изучения стратегий воспитания потенциально ода­ренных детей и связи их с наличием познавательного интереса у их родителей интересны наблюдения В. С. Юркевич, которые указывают на то, что одаренные дети, как правило, вырастают в семьях безусловно интеллигентных, скорее даже в семьях ин­теллектуалов. И дело здесь не в особых генах, а в атмосфере в семье, стиле детско-родитсльских отношений, в системе ее ос­новных ценностей. Для одних семей главное — потребительс­кие интересы, а в других семьях у родителей были, есть и будут при любой политической и экономической погоде духовные интересы.

Проводился эксперимент, в результате которого у детей 8— 9 лет выявляли познавательную потребность, а затем и способ­ности. А параллельно выделились и некоторые стратегии поведе­ния в воспитании детей в зависимости от познавательного инте­реса, свойственного родителям (в данном случае мамам) потен­циально одаренных детей (Для этого эксперимент проводился вместе с мамами детей). Проходил он следующим образом: в большой комнате было собрано много самых разнообразных иг­рушек, машинок, книг, альбомов, туда пригласили мам с деть­ми и попросили подождать минут сорок, им разрешили делать все, что им нравится, обращаться к экспериментатору за сове­том также разрешалось. Экспериментатор же мог видеть все про­исходящее в комнате через зеркало Гезелла.

Мамы и дети вели себя, естественно, по-разному, и в ре­зультате можно было выделить четыре основные стратегии пове­дения мам и детей.

Первая — мама начинала усиленно воспитывать свое чадо. Прямое воспитательное воздействие.

Вторая — мама, оглядевшись, видела, что в комнате много непонятного, и начинала звать экспериментатора, чтобы он рас­сказал, как и во что им играть, чем заниматься в этой комнате. Стратегия — «возложение ответственности».

Третья — мама, тоже оглядевшись, вдруг замечала что-то давно ее интересующее,и прежде всего сама погружалась в по­знавательную деятельность, предоставляя ребенку возможность самому найти подходящее занятие. Стратегия — саморазвитие.

Четвертая — самая незамысловатая: мама просто ожидала начала эксперимента, призывая к тому же ребенка, иногда даже одергивая его, хотя им разрешили вести себя свободно.

Именно четвертая стратегия наименее благоприятна для развития познавательной потребности, а значит, способностей. Именно у этих мам чаще встречались недостаточно развитые дети со слабо выраженной системой интересов. Часто у этих детей основными интересами были потребительские.

Мамы второй стратегии считают, что воспитывать их ре­бенка должны специально обученные люди, и с большой охо­той отдают своих детей в разного рода группы развития. Эти груп­пы — хорошее дело, но они никогда не заменят семейного вос­питания.

Самой же благоприятной является третья стратегия — са­моразвития. Дело в том, что дети в этих семьях живут в атмосфе­ре ярких познавательных интересов самих родителей, и это ока­зывается более весомым, чем любые воспитательные меры.

Но здесь существует опасность навязывания родителями ребенку своих интересов, не замечая его. Родители же должны как бы идти за ребенком в развитии его интересов, не навязы­вая своих (Юркевич).

Вопрос о господствующем в семьях с одаренными детьми эмоциональном климате изучен не достаточно, как в зарубеж­ной, так и отечественной психологии одаренности. И оконча­тельные выводы о климате таких семей сделать трудно.

Более изучен вопрос о стилях детско-родительских отно­шений. Существуют разнообразные основания для классифика­ции отношений между родителями и детьми. В отношении сти­лей взаимоотношений, свойственных семьям, где воспитывают­ся одаренные дети, выделено два направления исследований. В одном случае рассматривается стиль предъявления требований к детям: императивный и инструктивный (Р. Хесс, В. Шипман). В другом — сравниваются отношения в семьях интеллектуально и творчески одаренных детей (У. Бинг).

Ученые единодушны в том, что стили, базирующиеся на жестком контроле, силовом давлении и других формах прямого авторитарного вмешательства, не дают возможности для разви­тия одаренной личности. Р. Хесс и В. Шипман разделили роди­тельские стили взаимодействия на императивный и инструктив­ный. Для императивного стиля типичны однозначные команды вроде: «Делай, как я сказал», «Сиди спокойно» и т. д. Родители ждут от ребенка беспрекословного соблюдения их указаний. Их отношения основываются на авторитете взрослого, а не на со­трудничестве и уважении ребенка.

Установлено, что императивный стиль развивает в ребенке пассивную податливость наряду с зависимостью и конформиз­мом. Какое-то время он обеспечивает желаемое поведение, но вызывает пассивное сопротивление. Ребенок слушает команды, но выполняет их неохотно и медленно. Дети не вступают в от­крытый конфликт, но затягивают выполнение действия, стре­мятся найти любые отговорки.

Инструктивный стиль содержит больше информации, а требования обосновываются: «Надень фартук, потому что, если ты испачкаешься, не в чем будет идти в детский сад», «Убери игрушки, а я подмету пол» и т. п.

Родители беседуют с ребенком «на равных», доказывают, что их требования закономерны и разумны. Ребенок видится им равноправным партнером. В противоположность императивному инструктивный стиль воспитывает инициативу и твердость. Имен­но такой стиль свойственен большинству родителей, чьи дети были признаны умственно одаренными. Он подталкивает детей к самостоятельному поиску и принятию решения, дает возмож­ность выбора и творческого подхода. В то же время в попытках обосновать свое нежелание делать что-либо умственно одарен­ные дети проявляют чудеса изобретательности и ораторского мастерства. С одной стороны, родителям гораздо сложнее спра­виться с ребенком, который не боится идти на открытый конф­ликт и готов оспаривать их точку зрения. С другой стороны, оче­видно, что ребенок, осознанно выполняющий те или иные дей­ствия, будет делать их охотнее и быстрее. При таком стиле отно­шений у детей, в частности у одаренных, складывается ориен­тация не на внешний, а на внутренний контроль, так необходи­мый для реализации любых задатков. Установлено, что инст­руктивный подход развивает независимость и творчество. Эти качества не гарантируют спокойную жизнь, но являются един­ственно возможными для становления одаренной личности.

Но, несмотря на очевидные плюсы инструктивного подхо­да, следует помнить, что постоянное предоставление возмож­ности выбора может негативно сказаться на эмоциональном со­стоянии ребенка, а тем более одаренного. Одаренные дети обла­дают лабильной нервной системой и повышенной чувствитель­ностью к социальным нормам и их соблюдению, что может на­рушаться постоянной ситуацией принятия решения, а следова­тельно, дается ощущение нестабильности, шаткости мира, раз­мывается четкость ценностей и поведенческих ориентиров, что может привести к невротизации.

Если рассматривать семьи, где развиваются интеллектуаль­но одаренные дети, и семьи, где воспитываются дети с творчес­кими способностями, то можно отметить различия в стилях детс-ко-родительских отношений (У. Бинг). В семьях у детей с преиму­щественным развитием интеллекта между детьми и родителями уже в раннем возрасте устанавливаются тесные взаимоотноше­ния, и родители обращают особое внимание на познавательную успешность. У детей с высокими способностями к гуманитарным наукам, как правило, формируются более крепкие эмоциональ­ные связи с родителями, что подкрепляет зависимые формы по­ведения, чем у детей с большими способностями в области мате­матических наук и пространственного воображения, которые бо­лее свободны в своих инициативах. У детей с высокими творчес­кими способностями отношения с родителями обычно не явля­ются авторитарными и нет чрезмерной опеки. Чаще всего родите­ли таких детей поощряют их непосредственность и уверенность в себе. В семье ценится чувство ответственности. Все эти качества чрезвычайно важны для развития творческих способностей. Ис­следователи, однако, отмечают, что в таких семьях (в отличие от тех, где у детей больше развиты интеллектуальные способности) часто наблюдается определенная эмоциональная дистанция и даже холодность, которая может доходить до глубокого разлада между родителями, хотя это и не приводит к враждебности по отноше­нию к детям или пренебрежению ими.

Исследования отечественными психологами одаренных дошкольников и их семей не подтверждают и не опровергают высказанной У. Бингом гипотезы; возможно, это связано, по их мнению, с тем, что в дошкольном возрасте еще трудно разде­лить детей на «интеллектуалов» и «творческих», т. к. интересы еще не определены.

Важным аспектом, на который обращают внимание иссле­дователи семей умственно одаренных детей, является отноше­ние родителей к детской одаренности. Человек, а в особенности ребенок, вообще склонен смотреть на реакции окружающих его людей (родителей, близких, учителей и т. д.) и в зависимости от них оценивать себя, строить свое поведение, систему ценностей и устремлений. Поддержка взрослых, и прежде всего родителей, ведет к закреплению у ребенка тех или иных форм поведения и отвержению других, не одобряемых ими. Одаренный ребенок особенно чутко воспринимает это, поэтому реакции родителей на его продвижение будут определять, развиваться ли его спо­собностям или нет, станет ли он двигаться вперед или попыта­ется «спрятать» свою неординарность, стать «как все».

Анализ исследований зарубежных и отечественных психо­логов приводит к выделению нескольких типов отношений ро­дителей к одаренности: отрицательное, игнорирующее и поло­жительное.

Часть родителей не желает признавать неординарность, та­лантливость своего ребенка или даже отрицательно относится к ней, они заявляют: «Я не хочу, чтобы мой ребенок был одарен­ным, пусть лучше будет нормальным, как все». Причиной такого отношения может быть антиинтеллектуализм общества, недове­рие к умникам, скептическое отношение к тем, кто выделяется из среднего уровня (Р. Хофстедер, Б. Блум).

Другие родители игнорируют ранние проявления исклю­чительности у детей и избегают вслух обсуждать их замечатель­ные способности. Это отношение родителей может оказать не­желательное воздействие на одаренного ребенка. Не обращая внимания на его таланты, взрослые на самом деле своим пове­дением говорят: «Твои способности нас не радуют, и этот ас­пект твоей личности нас не интересует».

В случае отрицательного или игнорирующего отношения к одаренности со стороны родителей ребенок делает вывод, что важнее всего на свете — не выделяться (J. С. Gowan, E. R. Torrance, J. Khatena). Тогда он начинает скрывать свои способности. При определенных обстоятельствах это может негативно влиять не только на умственные способности, но и на складывающуюся личность. Продолжительное подавление интеллектуальных и эк­спрессивных потребностей одаренного ребенка может привести к эмоциональным сложностям, неврозам и даже психозам. Не­врозы могут вызывать периоды депрессии, когда ребенок не в состоянии понять причины неприятия окружающими естествен­ных для него тенденций и стремлений (М. Диркс). Когда его твор­ческая энергия блокируется, мышление может оказаться пара­лизованным. Уход в воображаемый мир стирает границы между реальностью и вымыслом. Столь крайние формы депривации ред­ки, но в любом случае ребенок страдает от подобного отноше­ния и находится в стрессовой ситуации.

Исследования отечественных психологов подтверждают эти данные. Достаточно редко отмечается нейтральное отношение родителей к детской одаренности, но когда оно имело место, дети достаточно остро на него реагировали, проявляя агрессию или уходя в свои фантазии. Факты ухода ребенка в свой мир описаны М. Дирксом; такие формы реагирования появлялись у детей при сочетании игнорирования их способностей с проблем­ными ситуациями в семье. Дети не просто искали пути разреше­ния конфликтов в воображаемом плане, но и выстраивали це­лые миры, в которых они «существовали» в ущерб реальности. Дети в таких ситуациях настолько захвачены внутренними пере­живаниями и выстраиванием охранительных механизмов, что их одаренность проявляется все меньше и меньше.

Можно сказать, что для развития потребности ребенка в познании и одаренности пренебрежение, безразличие к его по­знавательной деятельности — самое опасное отношение. Даже запрещение творчества, как это ни парадоксально, может более положительно влиять на развитие ребенка (в случае сильной потребности в познании), чем равнодушие.

Другой вариант родительского отношения к одаренности можно охарактеризовать как гиперсоциализация (Семья в психо­логической консультации. М., 1989). Родители таких детей видят в их одаренности престижность, возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или реализации своих несбывшихся потенциальных возможностей. Для таких родите­лей прежде всего важно то, каких результатов добивается ребе­нок, можно ли рассказать о них другим, престижна ли область, в которой проявляются детские способности. При этом их не очень интересуют другие стороны развития. Они водят детей в самые разнообразные кружки и студии, не заботясь о том, спо­собен ли ребенок выдержать такую нагрузку, нужны ли ему эти занятия.

Чрезмерно загруженный ребенок быстро устает и не может добиваться высоких результатов. Повышенные требования роди­телей часто приводят к тому, что собственные достижения на­чинают оцениваться ребенком по взрослым меркам и не удов­летворяют его, причиняя ненужную боль и переживания, сни­жая его самооценку и веру в собственные силы. Если ожидания взрослых слишком велики, а ребенку трудно все время соответствовать им, он будет воспринимать себя неудачником в глазах родителей и, соответственно, в своих собственных.

Было замечено (J. Freeman), что излишние родительские амбиции сопровождаются высоким уровнем агрессивности у де­тей. Вырастая, они могут испытывать чувство неудовлетворенно­сти, неадекватность в восприятии себя. Одаренные подростки с эмоциональными нарушениями, вспоминая раннее детство, почти всегда рассказывают, что родители не воспринимали их как личность, а видели только способности и достижения.

Еще одним вариантом отношения родителей к детской ода­ренности является тот, когда они ценят и любят самого ребен­ка, а не его таланты. Такое отношение способствует наиболее плодотворному развитию личности, ее реализации. Оно дает ре­бенку уверенность в себе, чувство защищенности, значимости для ближних и т. п. Большинство родителей этой группы, опреде­ляя свою систему ценностей и формулируя пожелания к буду­щему ребенку, говорят о том, что прежде всего они хотят видеть его счастливым: «Пусть вырастет хорошим человеком, это самое главное», «Хочу видеть ребенка счастливым и сильным. Будущее выберет себе сам», «На будущее нет особых пожеланий, пусть бу­дет счастливым человеком». По исследованиям отечественных пси­хологов (Центра Л. И. Венгера), такая позиция свойственна боль­шинству родителей (80%), чьи дети были отобраны как интеллек­туально одаренные. Они не только считают, что «умники» — это хорошо, но и всячески поддерживают, поощряют их опережающее развитие. Много занимаются с детьми, читают им, разговаривают на интересующие темы, предоставляют развивающие игры, не­смотря на занятость, посещают театры, музеи и т. п., дети занима­ются в кружках. Однако, если ребенок переутомляется, они отка­зываются от дополнительной нагрузки, оставляя только самое важ­ное.

В российских семьях в большинстве случаев одаренные дети живут с родителями, бабушками, дедушками и другими род­ственниками. Именно бабушки и дедушки больше всего занима­ются с детьми, знакомя их с различными сферами жизни.

Таким образом, можно говорить об активной позиции всей семьи. Способности ребенка не только поддерживаются; кроме этого прилагаются значительные усилия по дальнейшему его продвижению по социальной лестнице, контролю и руководству социальными аспектами жизни с учетом особенностей, по­требностей и возможностей самого ребенка.

Анализируя результаты исследований семей с одаренными детьми, можно сделать вывод о том, что, несмотря на множество общих факторов, составляющих семейную воспитательную сис­тему, тем не менее все семьи имеют много специфичного, как в соотношении этих факторов, так и в их наличии. Это прежде все­го связано с тем, что на наличие той или иной семейной воспи­тательной системы оказывает влияние неповторимость личности каждого субъекта этой системы, как родителей, так и детей, и следует учитывать уникальность каждого, которая влияет на взаи­моотношения членов семьи, семейную атмосферу, на развитие ребенка в целом и его способностей и одаренности в частности.