logo search
Psychology_konspekt

Проблемы личности в психологии.

  1. Современные подходы к изучению личности.

  2. Основные теории личности в современной психологии.

  3. Самосознание и самооценка личности.

В современной психологии можно выделить следующие подходы к изучению личности:

  1. Биогенетический подход. Предполагает, что формирование и развитие личности зависит от наследственных факторов (генетически обусловлено).

  2. Социогенетический подход. (Социобихевиоризм) Формирование личности определяется социальной средой и воспитанием.

  3. Эклиптический подход. Пытается определить, насколько формирование и развитие личности обусловлено биологическими факторами, и насколько – социальной средой.

  4. Деятельностный подход. Предполагает, что и биологические, и социальные факторы влияют на формирование личности в той мере, в какой они включаются в процессы её ведущей деятельности.

Основные теории личности:

Теория Зигмунда Фрейда. На первом этапе своего научного творчестве Фрейд разработал структуру психики человека, на которой выделил: сознательными, бессознательным и бессознательным. Анализируя внутренние конфликты личности, Фрейд разработал психологическую структуру личности: superego (сверх-я), ego (я), id(it?) (оно, инстинкты). Источником процесса формирования личности Фрэйд считал развитие организма ребенка, при котором происходит последовательная смена ведущих эрогенных зон:

  1. Оральная стадия. При нарушениях в этой стадии формируется оральный тип личности: мягкий, слабовольный, зависимый (до 1ого)

  2. Анальная стадия. При конфликтах на этой стадии формируется анальный тип личности: человек упрямый, педантичный, склонный к садизму. (1-3 года)

  3. Фаллическая стадия.(3-7). У мальчиков возникает Эдипов комплекс, у девочек – Электры. При нарушениях на этой стадии, возникает фаллический тип личности: человек демонстративный, честолюбивый, стремящийся к престижу, популярности, склонен к истерии.

  4. Латентная стадия. (7-12).

  5. Генитальная стадия (12-15). Генитальный тип личности.

В классическом бихевиоризме существование личности не существовало. В 20-е годы американский социолог разработал теорию социальных ролей, которую он назвал «социальным бихевиоризмом». В соответствии с данной теорией, структура личности представляет собой систему усвоенных индивидом в течении жизни взаимодействующий ролей.

Гуманистическая психология разработала 2 основных подхода к исследованию личности:

  1. Потребностно-мотивоционный подход А. Маслоу

  2. Феноменологический К. Роджерса.

Пирамида Маслоу: физиологическая, потребность в безопасности, потребность в любви, потребность в статусе, самореализация. В соответствии с теорией Маслоу, вышележащие уровни потребности могут формироваться только в том случае, если сформированы нижележащие уровни. Однако, сформировавшись, вышележащие потребности подчиняют нижележащие.

Все потребности Роджерс делил на дефицитарные и бытийные. Дефицитарные потребности по мере их удовлетворения снижают свою интенсивность и переходят в латентное состояние. Бытийные потребности возрастают непрерывно, по мере их удовлетворения.

В соответствии с феноменологической теорией Роджерса личность человека основана на самовосприятии и самопредставлении. В соответствии с этим 2 концепции:

  1. Я-реальное.

  2. Я-идеальное.

В соответствии с теорией деятельности, развитие личности определяется сменой её ведущих видов деятельности:

  1. От рождения до 1ого года – эмоциально-непосредственное общение.

  2. 1-3 года. Предметно-манипулятивные игры.

  3. 3-7 лет. Сюжетно-ролевые игры.

  4. От 7 до 12 лет. Учебно-познавательная.

  5. С 12 до 15 лет. Общение со сверстниками и общественно-полезная деятельность.

  6. 16-25 лет. Учебно-профессиональная деятельность.

  7. Зрелый возраст. Трудовая деятельность.