Основные подходы к вопросу о происхождении морали.
Происхождению и развитию этики предшествовала мифология как первоначальная форма общественного сознания. Ее особенность состояла в том, что она представляла собой чувственно-образное освоение человеком окружающего мира, в котором преобладали эмоционально-ассоциативные связи, проводилась аналогия между кровнородственными отношениями и явлениями природы.
Согласно религиозной точке зрения, мораль дана человеку Богом, а основные моральные ценности (любовь, добро, вера и др.) имеют божественное происхождение и сформулированы в священных писаниях (Библия, Коран и др.). Поскольку нравственные ценности имеют божественное происхождение, то они вечны, неизменны и имеют одинаковое для всех людей содержание. Всемогущество и всеблагость Бога придают морали объективность, всеобщность, духовную возвышенность и благородство. Только через веру в Бога человек может постичь понимание добра как наивысшей моральной ценности.
Сторонники натуралистической точки зрения считают, что мораль присуща человеку изначально, заложена в нем самой природой; нравственные ценности выводятся из природы в целом и природы человека в частности. Еще античные философы Гераклит, Демокрит и другие обратили внимание на необходимость человека жить в согласии с природой для достижения счастья.
Естественнонаучное основание натуралистическая точка зрения получила в связи с созданием Ч. Дарвином теории эволюционного развития. Доказывая происхождение человека от обезьяны, Ч. Дарвин постоянно подчеркивал общее между человеком и его предками, тем самым невольно стирая качественную грань между ними.
В соответствии с естественноисторическим подходом мораль своими истоками уходит в исторические условия и потребности общества; она формировалась и изменялась по мере становления и изменения общественных отношений. Необходимость совместного существования требовала уже в период господства родоплеменных отношений соблюдения определенных правил общежития, которыми должен был руководствоваться каждый член рода. Решающую роль в этом процессе играл труд, на основе которого появлялись и закреплялись определенные требования и нормы поведения. Возникновение морали сопровождало становление самого общества и означало переход первобытного человека от инстинктивных форм поведения к целесообразной и сознательной деятельности.
- Этика, ее предмет, виды, структура.
- Исторические этапы развития морали.
- Проблемы морального прогресса.
- Основные подходы к вопросу о происхождении морали.
- Этическая мысль Древней Индии и Древнего Китая.
- Этика античности.
- Этика эпохи Средневековья.
- Этические воззрения Нового и Новейшего времени.
- Этическая мысль современности.
- Сущность, специфика и содержание морали.
- Структура морали.
- Основные функции морали. Антиномии в морали.
- Высшие моральные ценности.
- Этика делового общения.
- Долг и совесть. Смысл жизни и счастье.
- Любовь как высшая ценность.
- Формирование нравственного поведения.
- Этика гражданского общества.
- Патриотизм как основной принцип гражданственности.
- Политическая этика и политическая культура.
- Проблема культуры общения.
- Дружба как высшая форма общения.
- Этика семейных отношений.
- Деловая беседа как основная форма делового общения.
- Подготовка к деловым переговорам. Встреча и прием делегаций.
- Соблюдение этических норм в процессе переговоров.
- Законы и правила аргументации и убеждения.
- Критика и комплименты в деловом общении.
- Этика исполнения публичных выступлений.
- Композиционно-технологтческая структура речи.
- Слагаемые успешного выступления.
- Речь и образ оратора.
- Метракопоративная модель деловой этики.
- Этика Успеха.
- Этика делового общения «по горизонтали».
- Этика делового общения «по вертикали»
- Этикет: основные нормы и особенности.
- Обращения, приветствия, представления. Визитные карточки.
- Этикет деловых приемов и застолья.
- Деловой костюм.
- Национальные особенности делового общения в сша.
- Национальные особенности делового общения в Европе.
- Национальные особенности делового общения встранах Азии.
- Профессиональная этика. Дилеммы профессиональной этики.