2 Тест по дисциплине «Психология социализации и социальной адаптации личности (контролирующий)
1. Социальная психология – научная дисциплина на стыке:
1) философии и социологии;
2) психологии и социологии;
3) философии и психологии;
4) психологии и физиологии;
5) социологии и психофизиологии.
2. В рамках марксизма, с точки зрения Челпанова, должна развиваться:
1) общая психология;
2) социальная и общая психология;
3) социальная психология;
4) возрастная психология;
5) общая и возрастная психология.
3. Советскими психологами социальная психология воспринималась как «служанка буржуазии», потому что:
1) она активно развивалась на западе вне марксизма;
2) социальная психология не является инструментом анализа рабочего движения;
3) Маркс не упоминал в своих трудах социальную психологию;
4) она соответствовала генетическому принципу;
5) она соответствовала принципу системности.
4. Учение Выготского о высших психических функциях:
1) отрицало роль социальной психологии;
2) использовало лишь отчасти анализ общественного опыта;
3) делало всю психологию социальной;
4) распространилось еще в XIX веке;
5) было построено но основе психоанализа.
5. Основные социально-психологические дискуссии второй половины XX века касались:
1) понимания предмета советской психологии;
2) понимания предмета социальной психологии и соответственно круга ее задач;
3) связи марксизма и развития социальной психологии;
4) западных заимствований;
5) прикладных вопросов на основе исследований в детских коллективах.
6. Разделом социальной психологии является:
1) психология высшей нервной деятельности;
2) психология межгруппового взаимодействия;
3) психология памяти;
4) воля;
5) эмоции.
7. По мнению Олпорта родоначальником философского осмысления социально-психологических проблем следует считать:
1) Маркса;
2) Платона;
3) Ньютона;
4) Выготского;
5) Лурию.
8. Начало превращения социальной психологии в экспериментальную науку было положено:
1) экспериментами Вундта;
2) исследованиями Тарда;
3) программными заявлениями В. Мёде и Ф. Олпорта;
4) исследованиям Струве;
5) работами Адлера.
9. В XX веке с точки зрения объектов исследования главное внимание начинает уделяться:
1) индивиду;
2) социально-психологическим особенностям личности ;
3) толпе;
4) массовым настроениям;
5) малой группе.
10. Известным современным социальным психологом является:
1) Макдугалл;
2) Малкович;
3) Московиси;
4) Мендельсон;
5) К.Мур.
11. Проблемы экономической психологии в Европе одним из первых начал разрабатывать:
1) Фрейд;
2) Тард;
3) Лебон;
4) Лурия;
5) Фаберже.
12. В США отцом экономической психологии считается:
1) Ялом;
2) Лейбин;
3) Адлер;
4) Фромм;
5) Катона.
13. Наиболее известной работой второго этапа развития этнической психологии являются первые тома многотомного издания немецкого ученого:
1) Струве;
2) Фрейда;
3) Вундта;
4) Фрайберга;
5) Зорге.
14. Основоположниками этнической психологии в России можно считать:
1) Шпета;
2) Ливанова;
3) Леонтьева;
4) Давыдова;
5) Смирнова.
15. Весь набор методов социальной психологии Г.М.Андреева подразделяет на две большие группы:
1) математические и исторические методы;
2) методы исследования и методы воздействия;
3) социальные и психологические методы;
4) классические и постклассические;
5) основные и дополнительные.
16. К методам исследования социальной психологии не относят:
1) корректурную пробу;
2) наблюдение;
3) метод анализа документов;
4) интервью;
5) анкету.
17. Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется через осознание факта:
1) конфликта с группой;
2) нарушения групповых границ;
3) общности с другими членами группы;
4) условности связей с группой;
5) своих особенностей.
18. Главной психологической характеристикой группы является:
1) ценности группы;
2) «мы-чувство»;
3) общность целей;
4) групповые нормы;
5) время существования группы.
19. В психологическую структуру больших социальных групп входит:
1) психический склад и эмоциональная сфера;
2) система малых подгрупп;
3) мыслительный и эмоциональный блоки;
4) базовый и надстроечный блоки;
5) нестабильность группового поведения.
20. В формировании психологии группы доминирующую роль играет:
1) психологическое заражение;
2) нравы, обычаи и традиции;
3) коллективный опыт;
4) групповой IQ;
5) время.
21. Среди наиболее известных концепций в психологии больших социальных групп является:
1) концепция коллективного бессознательного;
2) теория психологического заражения;
3) концепция «социальных представлений»;
4) комплексный подход;
5) субъектно-деятельностный подход.
22. Длительность существования толпы определяется:
1) составом толпы;
2) значимостью инцидента;
3) наличием агрессивных элементов в событии;
4) все ответы неверны.
23. Основным фоном поведения толпы является:
1) стихия;
2) ритм;
3) яркий сюжет;
4) управление;
5) власть.
24. Масса (манифестации, демонстрации, митинги) отличается от толпы тем, что:
1) она полностью неуправляема;
2) она более сложно структурирована;
3) для нее более высока роль организаторов;
4) она корыстна;
5) гомогенна.
25. Публика всегда собирается ради:
1) общей и определенной цели;
2) проявлений агрессии;
3) формирования чувства единства;
4) выгоды;
5) общения.
26. В качестве способов воздействия в больших группах называют:
1) заражение;
2) эмпатию;
3) когерентность;
4) когнитивный удар;
5) сочувствие.
27. Первые исследования в малых группах были посвящены тому, чтобы выяснить:
1) как формируется группа;
2) действует ли индивид в одиночку лучше, чем в присутствии других;
3) как становятся лидерами в группе;
4) причины групповых неврозов;
5) рождение социально-психологического феномена ореола.
28. В большинстве исследований число членов малой группы колебалось между:
1) 2 и 7;
2) 4 и 5;
3) 3 и 5;
4) 7 и 10;
5) 5 и 12.
29. Для отечественных социальных психологов размер малой группой определяется:
1) произвольно;
2) эмпирически;
3) числом от 2 до 7;
4) условиями программы исследования;
5) условно.
30. Причины возникновения малой группы лежат:
1) в наличии взаимного межличностного притяжения;
2) в более широкой социальной системе;
3) в области стихийных процессов;
4) в социальных инстинктах;
5) в потребности самосохранения индивида.
31. Феномен группового давления получил в социальной психологии наименование:
1) феномена конформизма;
2) феномена влияния бессознательного;
3) феномена кооперации;
4) феномена социально-психологического невроза;
5) джаккардизма.
32. Проблема групповой сплоченности опирается на понимание группы как системы:
1) с жесткой структурой, обеспечивающей групповое давление;
2) с эмоциональной основой;
3) с доминированием дистантных отношений;
4) с определенным центром;
5) взаимопомощи.
33. Разработанная Р.Л. Кричевским концепция ценностного обмена в рамках социально-психологического феномена лидерства строится на том, что:
1) ценностные характеристики членов группы обмениваются на авторитет и признание лидера;
2) материальные ресурсы группы принадлежат лидеру;
3) лидер предоставляет группе свои ресурсы для защиты и покровительства;
4) лидер экзистенциально чужд группе;
5) лидер рано или поздно покидает группу.
34. Процесс принятия группового решения тесно связан с проблемой:
1) социальной нестабильности;
2) групповых норм;
3) групповых санкций;
4) социальных инстинктов;
5) лидерства и руководства.
35. К новым формам групповых дискуссий в рамках проблемы групповых решений относят:
1) пошаговую дискуссию;
2) мозговой штурм / «брейнсторминг» ;
3) «брейнштурминг»;
4) диалог;
5) полилог.
36. Важнейший признак коллектива, по А.С.Макаренко:
1) любая совместная групповая деятельность;
2) групповая сплоченность;
3) положительный эмоциональный фон в группе;
4) наличие положительного лидера;
5) социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества.
37. Одна из наиболее развернутых попыток сформулировать стадии и ступени развития группы, содержится в психологической теории коллектива:
1) А.В. Петровского;
2) А.С.Макаренко;
3) Л.С.Выготского;
4) С.Л.Рубинштейна;
5) А.А.Леонтьева.
38. Первые эксперименты в области межгрупповых отношений были проведены:
1) А.С.Макаренко;
2) М. Шерифом;
3) А.В. Петровским;
4) Зимбардо;
5) Леви.
39. Перманентный характер межгрупповой дискриминации показал в своих экспериментах:
1) Аш;
2) Шериф;
3) Милграм ;
4) Тэшфел;
5) Ананьев.
40. В отечественной социальной психологии наиболее известен как исследователь межгрупповых отношений:
1) Андреева;
2) Журавлев;
3) Агеев;
4) Ломов;
5) Рубинштейн.
41. Проблема отношений в отечественной психологии в значительной степени разработана в работах:
1) Мясищева;
2) Басова;
3) Выготского;
4) Леонтьева;
5) Смирнова.
42. В деталях определяет деятельность и поведение каждого конкретного носителя социальной роли:
1) доминирование ролевого поведения;
2) интенсификация ролевого поведения;
3) объективацией ролевого поведения;
4) нестабильность ролевого поведения;
5) интернализация ролевого поведения.
43. Термин «общение» не имеет точного аналога в зарубежной социальной психологии, потому что:
1) зарубежная социальная психология игнорирует изучение общения;
2) его содержание в отечественной социальной психологии рассматривается в контексте теории деятельности;
3) отечественные социальные психологи игнорируют результаты зарубежных исследований;
4) за рубежом отсутствует феномен общения;
5) переводчики недостаточно ориентируются в психологии.
44. Общение как определенная сторона деятельности, как включенное в любую деятельность, ее элемент, рассматривается в работах:
1) Ломова;
2) Смирнова;
3) Эльконина;
4) Леонтьева;
5) Амбросимовой.
45. Коммуникативный процесс шире, чем информационный, поскольку он способен:
1) быть бесконечным;
2) порождать дополнительные смыслы;
3) включать в себя множество акторов;
4) обладать стадиями;
5) к декодированию.
46. Коммуникативный процесс шире, чем информационный, поскольку в процессе общения:
1) люди передают друг другу информацию;
2) информация передается частично;
3) люди могут влиять друг на друга и изменять содержание общения;
4) происходят конфликты;
5) люди неуправляемы.
47. Распространение информации в обществе происходит через своеобразный фильтр:
1) понимания;
2) служб безопасности;
3) социальных связей;
4) доверия и недоверия;
5) образования индивидов.
48. Для изучения убеждающего воздействия средств массовой информации используется модель:
1) Аша;
2) Тэшфела;
3) Лассуэлла;
4) Иванова;
5) Зорге.
49. Область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, называется:
1) проксемика;
2) лексика;
3) кинестетика;
4) соматика;
5) биофизика.
50. Восприятие партнера по общению называется:
1) социальной интеракцией;
2) социальной перцепцией;
3) социальной интеграцией;
4) симпатией;
5) аттракцией.
51. Представление о другом человеке тесно связано с:
1) групповым давлением;
2) внешними условиями;
3) объективными условиями;
4) уровнем собственного самосознания;
5) симпатией к нему.
52. Идентификация - это:
1) вербальная характеристика общения;
2) процесс самоанализа;
3) вариант самоактуализации;
4) элемент эмпатии;
5) отождествление себя с другим.
53. Эмпатия – это:
1) когнитивный процесс;
2) аффективное «понимание» ;
3) элемент самопознания;
4) характеристика социального статуса;
5) норма поведения.
54. Каузальная атрибуция - это:
1) интерпретация своего и чужого поведения;
2) элемент аффективного процесса;
3) элемент самопознания;
4) система ценностей;
5) норма статуса.
55. Аттракция — это:
1) привлекательность человека для воспринимающего;
2) характеристика социальной атрибуции;
3) элемент самопознания;
4) характеристика процесса общения;
5) элемент самопознания.
56. Социально-психологические качества личности особенно отчетливо проявляются:
1) в самооценке;
2) в направленности;
3) в уровне притязаний;
4) в общении;
5) в деятельности.
57. Институты социализации - это:
1) группы, в которых происходит усвоение и воспроизводство социального опыта;
2) общественные организации;
3) образовательные организации;
4) референтные группы;
5) группы членства.
58. Агенты социализации - это:
1) все окружающие индивида персоны;
2) «значимые»;
3) члены семьи;
4) ровесники;
5) близкие друзья индивида.
59. В английском языке социальной установке соответствует понятие:
1) аттитюд;
2) аттракция;
3) аффермация;
4) конгломерат;
5) каузальная атрибуция.
60. Предрассудок - это:
1) структура самосознания;
2) социальная установка с искаженным содержанием эмоционального компонента;
3) социальная установка с искаженным содержанием поведенческого компонента;
4) социальная установка с искаженным содержанием когнитивного компонента;
5) качество личности.
6.Вопросы для подготовки к экзамену или зачету.
Что означает термин «неудачная социализация».
Перечислите психологические последствия социальной изоляции и эмоциональной депривации в детском возрасте.
Что означает термин «социальная и педагогическая запущенность»? Каковы ее психологические последствия?
Как описывал синдром «госпитализма» у детей Р. Спитц?
Каковы личностные особенности детей, воспитывающихся в интернатах и лишенных родительского попечительства?
Какова роль социальной среды в формировании аномалий характера по О. В. Кербикову?
Перечислите и поясните основные критерии оценки психопатии по П. В. Ганнушкину — О. В. Кербикову.
Опишите психологическую семейную атмосферу, в которой формируется «невротическая личность».
Опишите сущность концепции «двойного послания» Г. Бейтсона и ее значение для объяснения влияния нарушенного процесса коммуникации в семье на формирование предрасположенности к заболеванию шизофренией.
Какую смысловую нагрузку несет слово «психологический» в термине«психологические факторы» социализации?
Перечислите и кратко охарактеризуйте основные условия социализации.
Какие виды национально-специфической лексики способствуют наследованию национальной языковой картины мира?
Какую функцию выполняют национальные традиции в процессе социализации?
Назовите основные различия во влиянии городского и деревенского образа жизни на социализируемого.
Перечислите особенности семьи как социального института социализации.
Опишите кратко влияние стиля и методов воспитания детей в семье на развитие ребенка на примере работы О. А. Шаграевой.
Перечислите семейные факторы формирования высокой самооценки ребенка.
Опишите подробно роль ценностей как средства социализации.
Проанализируйте механизм действия и этапы подражания.
Каким образом с психологической точки зрения действуют механизмы поощрения и наказания при формировании нормативно обусловленных форм поведения?
Опишите подробно психологические особенности взаимоотношений между родителями и ребенком и их последствия для его социализации и адаптации.
Что означает термин «привязанность» в отношениях между матерью и ребенком? Перечислите типы привязанности.
Опишите возможное влияние типологических особенностей отца на социализацию и адаптацию ребенка.
Какое значение имеет порядок рождения ребенка в семье для формирования его личности (по А. Адлеру)?
Какова основная функция общения и совместной деятельности со сверстниками в социальном развитии человека?
Дайте сравнительную характеристику опосредствующих факторов влияния социального окружения на личность в концепциях развития личнсти 3. Фрейда и К. Хорни.
Какую функцию выполняет понятие «подкрепления» в описании процесса социализации психологами-бихевиористами?
Каким образом осуществляется личиостно-смысловое опосредование влияния социума на формирующуюся личность?
Опишите генезис высших психических функций человека. Перечислите и кратко опишите этапы «окультуривания» поведения ребенка на примере формирования указательного жеста по Л. С. Выготскому.
Дайте определение высших психических функций. Что означает выражение «значение слова развивается»)
Можно ли, по вашему мнению, считать корректным выражение «довербальное понятие»?
Чем отличается комплекс в форме «коллекции» от истинного понятия? Каким именно образом слово участвует в формировании понятия? Возможно ли дискурсивное мышление без использования слов (знаков)? Поясните свой ответ.
Какова роль слова в функционировании психики на уровне ощущений?
Какие эффекты социализации можно отметить на уровне восприятия человеком окружающего мира?
Перечислите эффекты социализации в сфере памяти. Что означает выражение «семантическая организация памяти»?
Каким именно образом взрослый социализированный человек может управлять своими эмоциями и чувствами?
Какую роль играет социализация в организации субъектом собственного поведения?
Опишите процесс формирования Я-концепции в детско-родительских отношениях в процессе социализации.
Перечислите функции естественного языка по Э. Кассиреру.
Что означают выражения «концептуальная картина мира» и «языковаякартина мира»?
Опишите роль языковых тропов в построении человеком картины мира. Опишите основные элементы социальной среды, а также формальную и неформальную систему отношений между людьми.
Опишите роль нормирования поведения и психических операций в процессе социализации и адаптации.
Какова роль нормативного канона человека в процессе социализации?
Опишите отличительные характеристики знаково-символического уровня информационной связи.
Каково содержание понятий «психологический («инфралогический») концепт» и «логический концепт»?
Опишите механизм действия знака в формировании категорий общественного сознания.
Представьте себе и опишите поведение несоциализированного человека.
Что означает утверждение «социализация является формой адаптации»?
В чем основная суть социолингвистической концепции социализации Б. Бернстайна?
Перечислите основные психологические эффекты социализации по Б. Г. Ананьеву.'
Учебное пособие или краткий курс лекций.
- Министерство образования и науки рф
- Министерство образования и науки рф
- Составители:
- Рецензенты:
- Цели и задачи дисциплины
- 2.Общие требования к содержанию и уровню освоения дисциплины
- 3.Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы
- (Для дневной формы обучения)
- ( Для заочной формы обучения)
- 4.Содержание дисциплины
- 4.1. Учебно-образовательные модули дисциплины, их трудоемкость и рекомендуемые виды учебной работы
- (Для дневной формы обучения)
- (Для заочной формы обучения)
- 4.2. Дидактический минимум учебно-образовательных модулей дисциплины
- 4.3. Рекомендуемое (примерное) содержание учебно-образовательных модулей модуль 1. Проблеме социализации и социальной адаптации человека.
- Тема 1. Парадигмы социализации человека в различных дисциплинах.
- Тема 2. Социализация и социальная адаптация.
- Тема 3. Психологические факторы социализации и адаптации человека.
- Модуль 2. Фундаментальные основы социализации и социальной адаптации человека
- Тема 2. Психологические эффекты процесса социализации человека.
- 4.4 Практические занятия (практикум)
- План практических занятий
- 5.Самостоятельная работа
- 5.1. Цели и организация самостоятельной работы
- Организация самостоятельной работы. (дневная форма обучения)
- Организация самостоятельной работы. (заочная форма обучения)
- 5.2 Методические указания к выполнению самостоятельной работы
- 6.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Список литературы: Основная:
- Дополнительная:
- Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- 7.Контроль и оценка результатов обучения
- 7.1.Контроль знаний по дисциплине
- 7.2. Рейтинговая оценка знаний по дисциплине
- 8.Материально- техническое обеспечение дисциплины
- Материально- техническое обеспечение дисциплины включает:
- 9.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- 10. Глоссарий основных определений дисциплин
- 2. Практикум.
- 3.План практических занятий
- 3.Методические указания к выполнению самостоятельной работы
- 3. Примерная тематика рефератов по дисциплине Психология социализации и социальной адаптации личности.
- 4. Литература
- 4.Методические рекомендации по проведению активных форм обучения.
- 1. Таблица 1 Матрица компетенций
- 1. Тест по дисциплине «Психология социализации и социальной адаптации личности (обучающий)
- 2 Тест по дисциплине «Психология социализации и социальной адаптации личности (контролирующий)
- Лекция 1 Парадигмы социализации человека в различных дисциплинах. План.
- Литература.
- 1. Рассмотрение социализации в рамках философии, социологии, психологии и педагогики.
- 2. Стадии и уровни процесса социализации.
- Лекция 2,3 Социализация и адаптация в контексте субъектно-объектных отношений. Психологическоеопосредование процесса социяализации.
- Литература.
- 1. Личность и социализация.
- Лекция 4 Социальная изоляция и эмоциональная депривация в детском возрасте. План
- Литература.
- Сущность понятий социальная изоляция и эмоциональная депривация. Результаты социальной изоляции и эмоциональной депривации для человека.
- 2. Последствия социальной и педагогической запущенности. Формы педагогической запущенности.
- 3. Личностные дисгармонии у детей воспитывающихся в институцио-нализированых учреждениях.
- 8. Карта обеспеченности студентов учебной и методической литературой.
- 9. Модульно-рейтинговая система оценки результатов обучения.