Понятие социальной роли.
Социальная роль – это система норм и правил поведения, определяемой местом человеком в той или иной группе, его положением среди других людей.
В зависимости от соответствия осваиваемой социальной роли, индивидуальным особенностям и потребностям личности выделяют следующие уровни принятия роли:
Усвоение внешних черт, присущих данной роли.
Усвоение норм поведения, характерных для данной роли
Актуальные требования.
Конвенциональные роли.
Само собой разумеющееся.
Личностные свойства.
Усвоение задач ролевого поведения.
Основные компоненты социальной роли:
Осознание того, как воспринимают индивида окружающие.
Восприятие поведенческих реакций окружающих.
Ответные реакции индивида.
Основные аспекты социальной роли:
Роль как существующая в обществе система ожиданий относительно поведений индивида, занимающего определенное положение. Ожидания подкрепляются санкциями.
Роль как система специфических ожиданий индивида по отношению к себе.
Роль как внешнее наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение.
Основные компоненты личности в социальном бихевиоризме:
Импульсивное Я, отражающее индивидуальные особенности человека.
Нормативное Я. Внутренний социальный самоконтроль, обусловленный выполняемыми индивидом социальными ролями.
Личное Я. Проявляется в своеобразии выполнения человеком исторически сложившихся социальных ролей.
Референтной для данного индивида группой является такая группа, в которой он может выполнять приемлемые социальные роли. С другой стороны, референтная группа – это такая группа реальных или воображаемых лиц, мнение которых для индивида является наиболее значимым.
Основные характеристики социальной роли
Эмоциональность
Способ получения роли.
Масштаб социальной роли.
Формализация.
Мотивация поведения, обусловленная социальной ролью.
Основные виды социальных ролей.
Роль лидера.
Роль звезды группы.
Роль последователя.
Роль марионетки.
Роль аутсайдера.
В 20-е годы Дж. Морена разработал метод исследования социальных ролей в группе – социометрия. Социометрический опрос может проводится в 2-х вариантах:
Параметрическая процедура (ограничение выбора)
Непараметрическая процедура.
Критерии, на основании которых формулируются вопросы, должны быть значимы для группы, соответствовать характеру этой деятельности. В связи с этим достоверные данные социометрический опрос можно дать только в такой группе, в которой сформировались устойчивые межличностные отношения.
Основные инструменты социометрии:
Карточка с вопросами. В одной социометрической карточке не может быть больше 5 вопросов, иначе ответы теряют свою достоверность.
Социоматрица. Составляется отдельно по каждому критерию.
- Литература.
- Введение в психологию.
- Предмет, задачи и основные этапы становления психологии.
- Природа и структура психики человека
- Методы психологии.
- Проблемы личности в психологии.
- Самосознание и самооценка личности.
- Методы исследования личности.
- Развитие теории личности в московской школе психологии.
- Природа и структура психики человека
- Эволюция психики.
- Структура психики.
- Мотивационно-потребностная сфера личности Потребности человека и их структура
- Понятие мотива и мотивации
- Социально-фиксированные установки.
- Базовые социальные установки.
- Ценностные ориентации.
- Мотивация и деятельность
- Индивидуальные типологические свойства личности.
- Понятие и основные типы темперамента.
- Способности и уровни их развития.
- Генетические.
- Понятие и типологии характера.
- Акцентуации характера. (см. Учебник)
- Эмоциональная сфера личности.
- Понятие и основные виды эмоций.
- Эмоциональные состояния
- Эмоциональная саморегуляция личности
- Волевая схема личности
- Понятие воли и её основных функций.
- Структура волевых действий.
- Динамика волевых качеств личности.
- Волевая недостаточность
- Пассивная.
- Активная.
- Патологические
- Познавательная сфера личности
- Ощущение
- Восприятие.
- Память.
- Внутренняя речь.
- Жесты-эмблемы
- Функция самовыражения
- Функция социального контроля.
- Позиции и гендерные особенности участников взаимодействия
- Понятие социальной роли.
- Механизмы восприятия и взаимопонимания.
- Психология групп.
- Большие социально-психологические группы.
- Действующая толпа:
- Малые социально-психологические группы.
- Коллекционеры.
- Лидерство и руководство.
- Психология конфликтов.
- Понятие конфликта. Его основные виды и структура.
- Позитивные:
- Негативные.
- По структуре.
- По содержанию:
- Профилактика конфликтов и способы их разрешения.
- Медиация. Посредничество при разрешении конфликтов.
- Девиантное поведение и его профилактика.
- Сущность девиантного поведения.
- Основные виды девиантного поведения.
- Профилактика и преодоление девиантного поведения.
- Введение в педагогику
- Предмет и задачи педагогики
- Теоретические
- Технологические (практические)
- История развития педагогики
- Образование как социокультурный феномен
- Сущность и основные функции образования.
- Мировые образовательные тенденции.
- Система образования в рб.
- Обучение, воспитание и развитие личности.
- Дидактика, её принципы и методы.
- Принцип сознательности и активности
- Принцип связи теории с практикой.
- Словесные методы.
- Наглядные методы:
- Практические методы.
- Понятие и структура процессов воспитания.
- Социализация и развитие личности.
- Проблемы семьи и семейного воспитания.
- Понятие семьи и её основные функции.
- Проблемы современной семьи.
- Основные проблемы семейного воспитания.
- Совершенствование личности.
- Акмеология. Наука о развитии личности.
- Пути и методы самосовершенствования и самовоспитания.
- Основные характеристики самоактуализирующейся личности.