3.Методические указания к выполнению самостоятельной работы
В самостоятельную работу необходимо включать подготовку рефератов, доклада и презентации по теме реферата (допускается подготовка презентации по интересующей магистра теме, в рамках тематики дисциплины). В начале учебного процесса после вводной лекции, в которой указывается структура и общее содержание дисциплины, проблемы и практическая значимость, магистрам предлагается перечень тем рефератов в рамках существующих проблем данной дисциплины, из них магистры выбирают тему реферата, магистр может предложить свои индивидуальные темы в рамках общей тематики. Тема реферата должна быть проблемной и профессионально ориентированной, требующей самостоятельной творческой работы магистра и при необходимости использования практического материала.
Таблица 1. Матрица формирования компетенций
№ п/п
| Наименование темы (модуля)
| Компетенции, формируемые на занятиях | ||||||||||||||
ОК-1 | ОК-3 | ОК-5 | ОК-7 | ОК-8 | ОК-9 | ОК-11 | ПК-1 | ПК-3 | ПК-4 | ПК-5 | ПК-6 | ПК-8 | ПК-11 | ПК-12 | ||
1 | Проблема социализации и социальной адаптации человека | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * |
2 | Фундаментальные основы психологии социализации и адаптации человека. | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * |
3 | Психологическоеопосредование и психологические эффекты социализации | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * |
4 | Неудачная социализация и формирование дезадаптивных форм мышления и поведения | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * |
Методические указания к выполнению самостоятельной работы в виде реферата.
Самостоятельная работа обучающегося предполагает подготовку рефератов, сообщений, докладов и презентаций по теме самостоятельной работы. Тема реферата должна быть проблемной и профессионально ориентированной, требующей самостоятельной творческой работы обучающегося и при необходимости использования практического материала.
Магистры подготавливают текст реферата и к нему презентацию для представления и обсуждения в группе обучающихся.
Данная интерактивная технология обучения способствует развитию у обучающихся информационной коммуникативности, творческого мышления, способности вести дискуссию, аргументировано отвечать на вопросы.
Доклады и обсуждения презентаций работ обучающихся рекомендуется проводить в рамках аудиторного и внеаудиторного времени (конференций, круглых столов, деловых игр и других видов учебной работы).
Качество реферата (его структура, полнота изложения, новизна материала, количество используемых источников научной и учебной литературы, степень оригинальности инновационности предложений, обобщений и выводов), а также уровень качества доклада (последовательность, убедительность, использование специальной терминологии и др.) учитываются в системе балльно-рейтингового контроля и рубежной аттестации по дисциплине.
Магистры самостоятельно выбирают темы рефератов из предложенного списка (возможен выбор темы самим обучающимся при согласовании с ведущим преподавателем). Ведущей преподаватель обеспечивает консультирование по данной теме и остальным видам самостоятельной работы.
Порядок выполнения реферата
Магистр самостоятельно выбирает тему, которую он будет исследовать. С разрешения ведущего преподавателя. Магистр самостоятельно разрабатывает проблему в соответствии со своими научными интересами.
Обучающийся проводит самостоятельный поиск, а затем изучение литературы по выбранной теме. После ознакомления с научными и историческими источниками определяет, какие вопросы требуют привлечения фактического материала. Для этого можно использовать исторические, педагогические, географические источники, а также сайты Интернета и СМИ.
Объём текста должен быть в соответствии с заданным заданием, все вопросы должны быть освещены. Формат страницы А4 в компьютерном наборе с размером шрифта 14 pt и расстоянием между строк в 1,5 интервала, шрифт TimesNewRoman, выравнивание по ширине. Также по итогам работы выполняется презентация в программе с освещением в более коротком изложении главных аспектов исследования. Оформленная работа защищается перед группой в виде презентации, предварительно преподаватель просматривает и рецензирует.
Основные требования к содержанию и оформлению реферата
Учебный реферат пишется для того, чтобы глубоко изучить материал. Исследовательская работа начинается с составления учебного реферата. В нем раскрывается суть исследуемой проблемы; приводятся различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Этапы работы над учебным рефератом
1. Выбор темы.
2. Подбор и изучение основных источников по теме.
3. Составление библиографии.
4. Обработка и систематизацияинформации.
5. Разработка плана реферата.
6. Написание реферата.
Структура учебного реферата
Титульный лист.
Оглавление. Последовательно излагаются названия пунктов реферата с указанием страницы, с которой начинается каждый пункт.
Введение. Определяется актуальность темы, формулируется суть исследуемой проблемы, указываются цель и задачи реферата.
Основная часть. Каждый ее раздел, доказательно раскрывая отдельный вопрос, логически является продолжением предыдущего.
Заключение. Подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата.
Список литературы. Как правило, при разработке реферата используют не менее 7—10 различных источников.
Приложение.
Рекомендации к составлению реферата.
1. Реферат следует записывать лаконичным литературным языком, рассчитанным на определенный круг читателей (или слушателей).
2. Не начинайте текст реферата с повторения его названия.
3. Максимально используйте существующую в данной области знания терминологию.
4. При первом применении новых терминов объясните их значение, избегая сложных конструкций, а также предложений,неимеющих прямого отношения к определению термина.
5. Строго соблюдайте единообразие условных обозначений, символов, размерностей и сокращений, оформления цитат и примечаний в сносках.
6. Детальные таблицы, схемы, сложные чертежи, подробные статистические данные или карты лучше помещать в приложении. В тексте реферата дайте их краткую словесную характеристику и сформулируйте выводы, которые следует сделать на основании приведенных материалов.
7. В заключение сделайте краткий вывод по существу реферируемого предмета
Критерии оценки учебного реферата
1. Соответствие содержания теме реферата.
2. Глубина проработки материала.
3. Правильность и полнота использованияисточников.
4. Соответствие оформления реферата стандартам.
- Министерство образования и науки рф
- Министерство образования и науки рф
- Составители:
- Рецензенты:
- Цели и задачи дисциплины
- 2.Общие требования к содержанию и уровню освоения дисциплины
- 3.Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы
- (Для дневной формы обучения)
- ( Для заочной формы обучения)
- 4.Содержание дисциплины
- 4.1. Учебно-образовательные модули дисциплины, их трудоемкость и рекомендуемые виды учебной работы
- (Для дневной формы обучения)
- (Для заочной формы обучения)
- 4.2. Дидактический минимум учебно-образовательных модулей дисциплины
- 4.3. Рекомендуемое (примерное) содержание учебно-образовательных модулей модуль 1. Проблеме социализации и социальной адаптации человека.
- Тема 1. Парадигмы социализации человека в различных дисциплинах.
- Тема 2. Социализация и социальная адаптация.
- Тема 3. Психологические факторы социализации и адаптации человека.
- Модуль 2. Фундаментальные основы социализации и социальной адаптации человека
- Тема 2. Психологические эффекты процесса социализации человека.
- 4.4 Практические занятия (практикум)
- План практических занятий
- 5.Самостоятельная работа
- 5.1. Цели и организация самостоятельной работы
- Организация самостоятельной работы. (дневная форма обучения)
- Организация самостоятельной работы. (заочная форма обучения)
- 5.2 Методические указания к выполнению самостоятельной работы
- 6.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Список литературы: Основная:
- Дополнительная:
- Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- 7.Контроль и оценка результатов обучения
- 7.1.Контроль знаний по дисциплине
- 7.2. Рейтинговая оценка знаний по дисциплине
- 8.Материально- техническое обеспечение дисциплины
- Материально- техническое обеспечение дисциплины включает:
- 9.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- 10. Глоссарий основных определений дисциплин
- 2. Практикум.
- 3.План практических занятий
- 3.Методические указания к выполнению самостоятельной работы
- 3. Примерная тематика рефератов по дисциплине Психология социализации и социальной адаптации личности.
- 4. Литература
- 4.Методические рекомендации по проведению активных форм обучения.
- 1. Таблица 1 Матрица компетенций
- 1. Тест по дисциплине «Психология социализации и социальной адаптации личности (обучающий)
- 2 Тест по дисциплине «Психология социализации и социальной адаптации личности (контролирующий)
- Лекция 1 Парадигмы социализации человека в различных дисциплинах. План.
- Литература.
- 1. Рассмотрение социализации в рамках философии, социологии, психологии и педагогики.
- 2. Стадии и уровни процесса социализации.
- Лекция 2,3 Социализация и адаптация в контексте субъектно-объектных отношений. Психологическоеопосредование процесса социяализации.
- Литература.
- 1. Личность и социализация.
- Лекция 4 Социальная изоляция и эмоциональная депривация в детском возрасте. План
- Литература.
- Сущность понятий социальная изоляция и эмоциональная депривация. Результаты социальной изоляции и эмоциональной депривации для человека.
- 2. Последствия социальной и педагогической запущенности. Формы педагогической запущенности.
- 3. Личностные дисгармонии у детей воспитывающихся в институцио-нализированых учреждениях.
- 8. Карта обеспеченности студентов учебной и методической литературой.
- 9. Модульно-рейтинговая система оценки результатов обучения.