Структура личности. Биологическое и социальное в личности.
Под структурой личности в отечественной психологии подразумевается набор определенных качеств, из которых, в конечном итоге, складывается целостный облик человека. Среди ведущих отечественных психологов нет единого мнения, какие же именно качества характера являются основными составляющими структуры личности, поэтому существует несколько жизнеспособных версий. Все они основаны на личностных чертах индивида, и имеют как некоторое сходство между собой, так и различия.
Так, Рубинштейн основными составляющими структуры личности считал характер, направленность и способности человека. Другие психологи, например, Мясищев, Ананьев, Мерлин, считали, что к вышеперечисленным характеристикам структуры личности необходимо добавить темперамент, который и будет являться базовым.
Каждая теория, изучающая, что же такое структура личности, основана на изучении личностных черт человека, личностных факторов и типологических теориях. Кроме психологов горячее участие в определении структуры личности приняли персонологи, основоположником которых является Оллпорт. Именно он уделял особое внимание личностным чертам, сравнивая поведение различных людей.
Согласно учению Кеттела, в каждой личности есть два вида черт, из которых первичные порождают вторичные или поверхностные. Первичные черты могут быть как конституциональными или генетически обусловленными, так характерологическими, которые развиваются и формируются на протяжении всей жизни человека. Именно они формируют шестнадцать факторов личности, взаимосвязанных и взаимообусловленных, составляющих структуру личности человека.
Рассмотрев множество мнений, можно сделать вывод, что основополагающими характеристиками личности будут являться устойчивость, целостность и активность. Под устойчивостью подразумеваем относительно постоянные свойства личности, например, одна и та же реакция в схожих ситуациях. Под целостностью личности подразумеваем неразделимость свойств и психических процессов, которые образуют единую структуру. А активностью называем способность индивида участвовать в общественной жизни, производить преобразования, имеющие общественно значимый характер, способность развиваться и совершенствоваться. Эти черты составляют основу структуры личности.
-
Содержание
- Развитие взглядов на предмет психологии. Основные направления современной психологии.
- Педагогика: основные категории и методы педагогики.
- Образование как общественное явление и педагогический процесс.
- Процесс обучения: сущность, структура, функции.
- Психика как отражение. Особенности психического отражения.
- Классификация и взаимосвязь психических явлений.
- Организм и психика. Влияние психических явлений на физические.
- Психика и мозг. Физиологические основы психики.
- Функциональные блоки мозга. Межполушарная асимметрия мозга и деятельность.
- Принципы и методы психологических исследований. Классификация методов психологии.
- Основные требования к проведению наблюдения. Возможности наблюдения как метода изучения психических явлений.
- Сущность и виды эксперимента в психологии и педагогике.
- Тесты: их возможности и практика использования в менеджменте.
- Сознание и его характеристики.
- Неосознаваемые психические явления и поведение человека.
- Понятие личности в психологии. Индивидуальность личности.
- Структура личности. Биологическое и социальное в личности.
- Воспитание личности. Принципы и методы воспитания.
- 21. Коллектив как фактор воспитания.
- 22. Воспитание в семье.
- 23. Темперамент как индивидуально-психологическое свойство личности. Физиоло-гические основы темперамента.
- 24. Психологические характеристики темперамента.
- 25. Индивидуальные различия людей по темпераменту. Темперамент и деятельность.
- 26. Характер и его структура. Происхождение характера.
- 27. Типологии характеров: многообразие подходов и классификаций характеров в современной психологии.
- 28. Характер. Понятие акцентуации характера. Диагностика акцентуаций.
- 29. Различные типы акцентуаций характера и их учет в деятельности и общении.
- 1. Гипертимический тип
- 2. Тревожно-боязливый тип
- 3. Дистимический тип
- 4. Педантичный тип
- 5. Возбудимый тип
- 6. Эмотивный тип
- 7. "Застревающий" тип
- 8. Демонстративный тип
- 9. Циклотимический тип
- 10. Экзальтированный тип
- 30. Способности и их структура.
- 31. Структура организаторских способностей.
- 32. Происхождение и развитие способностей. Природные предпосылки способностей.
- Направленность личности. Виды направленности и поведение.
- Потребности и мотивы как источник активности личности. Система стимулирования персонала с учетом мотивационной сферы личности работника.
- Роль мотивации достижения успеха в деятельности.
- Самооценка и уровень притязаний личности, их роль в достижении целей деятельности.
- 38. Формирование самооценки личности
- 39. Развитие личности в процессе социализации. Учет особенностей этапов социализации личности в управление персоналом. (вторая часть хз)
- 40. Кризисы в развитии личности. Учет возрастных кризисов личностного развития в воспитании и организации деятельности
- 41. Воспитание и обучение менеджера. Задачи воспитания персонала в организации.
- 42. Основные принципы воспитания персонала в организации.
- 45. Коммуникативная компетентность менеджера. Деловое общение и его принципы.
- 46. Общение как процесс. Этапы процесса общения и требования к организации взаимодействия на каждом из них.
- 47. Средства коммуникации. Невербальное поведение в общении. Конгруэнтность.
- 48. Основные барьеры коммуникации. Требования к построению речевой коммуникации.
- 49. Общение как взаимодействие. Позиции и взаимные ожидания в общении
- 50. Использование правил трансактного анализа в деловом общении.
- 51. Восприятие и понимание в процессе общения (социальная перцепция).
- 52. Механизмы социальной перцепции.
- 53. Формирование первого впечатления. Факторы первого впечатления.
- 54. Эффекты первого впечатления.
- Познавательная сфера личности. Единство и взаимосвязь познавательных процессов.
- Ощущения и их закономерности. Учет закономерностей ощущений в деятельности.
- Восприятие и его свойства. Учет индивидуальных различий и свойств восприятия в организации деятельности.
- Свойства восприятия
- Учет особенностей восприятия в рекламе и в организации продаж.
- Внимание как условие успешной деятельности. Виды внимания и факторы управления вниманием.
- Учет свойств внимания в деятельности и общении. Возможности совершенствования внимания.
- Однако наибольшие неудобства нам доставляют непреднамеренные отвлечения в процессе самой работы: не связанные с ней посторонние мысли, желание разглядывать посторонние предметы.
- Память, ее виды и уровни.
- 62. Индивидуальные различия памяти.
- 63. Учет закономерностей памяти в организации деятельности.
- 64. Приемы запоминания и условия их эффективного использования.
- 65. Мышление как психический познавательный процесс. Мышление и чувственное познание.
- 66. Мышление как процесс. Основные мыслительные операции и их взаимосвязь.
- 67. Мышление и решение задач.
- 68. Способы активизации группового мышления. Метод мозгового штурма.
- 69. Воображение и его роль в деятельности и общении.