Направленность личности. Виды направленности и поведение.
Направленность личности - ценностно-ориентационная система личности, иерархия её базовых потребностей, ценностей и устойчивых мотивов поведения, основное системообразующее качество личности.
Направленность личности включает в себя следующие компоненты: потребности, мотивы, мировоззрение, установки, цель.
Различаются следующие особенности направленности личности.
Социальная значимость отношений личности, уровень их общественной ценности — нравственность её повседневного поведения, соответствие нравственности личности прогрессивным, социальным идеям, идейность личности.
Разнообразие потребностей личности, широта её интересов и определённость центральных стержневых интересов - это целеустремлённость личности.
Степень устойчивости отношений - последовательность и принципиальность личности, или цельность личности.
Виды направленности личности:
Направленность на себя: ориентация на свои интересы, личные достижения; важен статус; властность; соперничество; тревожность; личные достижения и их признание важнее отношений.
Направленность на дело: заинтересованность в решении деловых проблем; выполнение работы как можно лучше; деловое сотрудничество; преданность организации; целеустремлённость
Направленность на общение: стремление поддерживать хорошие отношения, часто в ущерб делу; ориентация на совместную деятельность; потребность в одобрении; зависимость от 1руппы; привязанность; важность эмоциональных отношений.
Поведение личности определяется её направленностью. Направленность личности определяет всю систему её побуждений, её стратегических и тактических целей. Деятельность личности направляется этими целями. Но если цель - основание деятельности, то основание самой цели лежит вне деятельности - в системе человеческих потребностей.
Поведение сотрудника в организации и его отношение к работе во многом зависят от характера направленности его личности. Человек, у которого сильно выражена направленность на себя и свои интересы, может игнорировать ожидания коллег и руководства, если они расходятся с целями самого сотрудника.
Человек с преобладающей направленностью на дело проявит чудеса самоотдачи в работе, он мотивирован получением высокого результата, ценит требования руководства и организационные ценности.
Сотрудники с преобладающей направленностью на общение ценят на работе возможность личного общения, хороший коллектив и положительный психологический климат в организации.
- Развитие взглядов на предмет психологии. Основные направления современной психологии.
- Педагогика: основные категории и методы педагогики.
- Образование как общественное явление и педагогический процесс.
- Процесс обучения: сущность, структура, функции.
- Психика как отражение. Особенности психического отражения.
- Классификация и взаимосвязь психических явлений.
- Организм и психика. Влияние психических явлений на физические.
- Психика и мозг. Физиологические основы психики.
- Функциональные блоки мозга. Межполушарная асимметрия мозга и деятельность.
- Принципы и методы психологических исследований. Классификация методов психологии.
- Основные требования к проведению наблюдения. Возможности наблюдения как метода изучения психических явлений.
- Сущность и виды эксперимента в психологии и педагогике.
- Тесты: их возможности и практика использования в менеджменте.
- Сознание и его характеристики.
- Неосознаваемые психические явления и поведение человека.
- Понятие личности в психологии. Индивидуальность личности.
- Структура личности. Биологическое и социальное в личности.
- Воспитание личности. Принципы и методы воспитания.
- 21. Коллектив как фактор воспитания.
- 22. Воспитание в семье.
- 23. Темперамент как индивидуально-психологическое свойство личности. Физиоло-гические основы темперамента.
- 24. Психологические характеристики темперамента.
- 25. Индивидуальные различия людей по темпераменту. Темперамент и деятельность.
- 26. Характер и его структура. Происхождение характера.
- 27. Типологии характеров: многообразие подходов и классификаций характеров в современной психологии.
- 28. Характер. Понятие акцентуации характера. Диагностика акцентуаций.
- 29. Различные типы акцентуаций характера и их учет в деятельности и общении.
- 1. Гипертимический тип
- 2. Тревожно-боязливый тип
- 3. Дистимический тип
- 4. Педантичный тип
- 5. Возбудимый тип
- 6. Эмотивный тип
- 7. "Застревающий" тип
- 8. Демонстративный тип
- 9. Циклотимический тип
- 10. Экзальтированный тип
- 30. Способности и их структура.
- 31. Структура организаторских способностей.
- 32. Происхождение и развитие способностей. Природные предпосылки способностей.
- Направленность личности. Виды направленности и поведение.
- Потребности и мотивы как источник активности личности. Система стимулирования персонала с учетом мотивационной сферы личности работника.
- Роль мотивации достижения успеха в деятельности.
- Самооценка и уровень притязаний личности, их роль в достижении целей деятельности.
- 38. Формирование самооценки личности
- 39. Развитие личности в процессе социализации. Учет особенностей этапов социализации личности в управление персоналом. (вторая часть хз)
- 40. Кризисы в развитии личности. Учет возрастных кризисов личностного развития в воспитании и организации деятельности
- 41. Воспитание и обучение менеджера. Задачи воспитания персонала в организации.
- 42. Основные принципы воспитания персонала в организации.
- 45. Коммуникативная компетентность менеджера. Деловое общение и его принципы.
- 46. Общение как процесс. Этапы процесса общения и требования к организации взаимодействия на каждом из них.
- 47. Средства коммуникации. Невербальное поведение в общении. Конгруэнтность.
- 48. Основные барьеры коммуникации. Требования к построению речевой коммуникации.
- 49. Общение как взаимодействие. Позиции и взаимные ожидания в общении
- 50. Использование правил трансактного анализа в деловом общении.
- 51. Восприятие и понимание в процессе общения (социальная перцепция).
- 52. Механизмы социальной перцепции.
- 53. Формирование первого впечатления. Факторы первого впечатления.
- 54. Эффекты первого впечатления.
- Познавательная сфера личности. Единство и взаимосвязь познавательных процессов.
- Ощущения и их закономерности. Учет закономерностей ощущений в деятельности.
- Восприятие и его свойства. Учет индивидуальных различий и свойств восприятия в организации деятельности.
- Свойства восприятия
- Учет особенностей восприятия в рекламе и в организации продаж.
- Внимание как условие успешной деятельности. Виды внимания и факторы управления вниманием.
- Учет свойств внимания в деятельности и общении. Возможности совершенствования внимания.
- Однако наибольшие неудобства нам доставляют непреднамеренные отвлечения в процессе самой работы: не связанные с ней посторонние мысли, желание разглядывать посторонние предметы.
- Память, ее виды и уровни.
- 62. Индивидуальные различия памяти.
- 63. Учет закономерностей памяти в организации деятельности.
- 64. Приемы запоминания и условия их эффективного использования.
- 65. Мышление как психический познавательный процесс. Мышление и чувственное познание.
- 66. Мышление как процесс. Основные мыслительные операции и их взаимосвязь.
- 67. Мышление и решение задач.
- 68. Способы активизации группового мышления. Метод мозгового штурма.
- 69. Воображение и его роль в деятельности и общении.