Потребности и мотивы как источник активности личности. Система стимулирования персонала с учетом мотивационной сферы личности работника.
Потребность - это испытываемая человеком нужда в чём-либо. Наиболее значимые, базовые потребности определяют направленность всей психики человека - его чувств, мышления, воли.
Различаются потребности потенциальные (не актуализированные) и актуализированные - текущее психическое состояние напряжённости, дискомфорта, вызванное рассогласованием внутренних и внешних условий жизнедеятельности данного индивида. Это выраженное в потребности противоречие внутреннего и внешнего является основным фактором человеческой активности.
Потребности можно разделить по основным видам человеческой активности: потребности, связанные с трудом; потребности, связанные с развитием человека; потребности, связанные с социальным общением, социальной идентификацией; нравственные и духовные потребности.
Виды и особенности потребностей личности: материальные, социальные, духовные.
Особенности потребностей:
1.конкретный содержательный характер.
2.эмоциональное переживание.
3.ориентация на поиск путей удовлетворения потребностей.
4.снятие эмоциональной напряженности после удовлетворения потребности.
5. повторное возникновение потребности, когда нужда снова дает о себе знать.
Пирамида потребностей А. Маслоу
Мотив (в переводе с латинского «двигать», «толкать») означает побудительную причину действий человека. Это достаточно устойчивые характеристики человека, позволяющие понять, на что направлена его активность и ради чего он совершает свои поступки.
Совокупность взаимосвязанных мотивов составляет мотивацию или мотивационную сферу личности.
Виды осознанных мотивов личности:
Я-мотивы: человек осознает свои желания «Я хочу», «Мне надо», «Мнем важно»
Они-мотивы: мотивы значимых других «Они так делают», « Они так сказали»
Мотивы долга: «Так надо», «Так приято», «Так правильно»
Мотивация поведения всегда эмоционально насыщена. К мотивационным состояниям человека относятся интересы, желания, стремления, намерения, влечения, страсти, установки.
Структура мотивации человека:
Актуальная мотивация в данный момент времени = мотивы личности + ситуативные факторы
Система стимулирования персонала с учетом мотивационной сферы личности работника.
Мотивационный портрет личности работника организации: материальное вознаграждение, карьерный рост, условия работы, престиж организации, творческий интерес, отношения в коллективе, самореализация, призание заслуг.
Сильнее побуждают к деятельности близкие и конкретные цели, (для того чтобы управлять поведением сотрудников через цели, необходимо, во-первых, хорошо знать их, а во-вторых, опираться психологические механизмы принятия целей: 1) осознание работником значения цели;
2) осознание способов достижения цели (как работать, какие оды использовать);
3) выделение этапов достижения цели (промежуточные цели и этапы работы);
4) осознание возможных трудностей в достижении цени и путей их преодоления;
5) осознание и использование форм и методов самоконтроля процесса продвижения к цели.
- Развитие взглядов на предмет психологии. Основные направления современной психологии.
- Педагогика: основные категории и методы педагогики.
- Образование как общественное явление и педагогический процесс.
- Процесс обучения: сущность, структура, функции.
- Психика как отражение. Особенности психического отражения.
- Классификация и взаимосвязь психических явлений.
- Организм и психика. Влияние психических явлений на физические.
- Психика и мозг. Физиологические основы психики.
- Функциональные блоки мозга. Межполушарная асимметрия мозга и деятельность.
- Принципы и методы психологических исследований. Классификация методов психологии.
- Основные требования к проведению наблюдения. Возможности наблюдения как метода изучения психических явлений.
- Сущность и виды эксперимента в психологии и педагогике.
- Тесты: их возможности и практика использования в менеджменте.
- Сознание и его характеристики.
- Неосознаваемые психические явления и поведение человека.
- Понятие личности в психологии. Индивидуальность личности.
- Структура личности. Биологическое и социальное в личности.
- Воспитание личности. Принципы и методы воспитания.
- 21. Коллектив как фактор воспитания.
- 22. Воспитание в семье.
- 23. Темперамент как индивидуально-психологическое свойство личности. Физиоло-гические основы темперамента.
- 24. Психологические характеристики темперамента.
- 25. Индивидуальные различия людей по темпераменту. Темперамент и деятельность.
- 26. Характер и его структура. Происхождение характера.
- 27. Типологии характеров: многообразие подходов и классификаций характеров в современной психологии.
- 28. Характер. Понятие акцентуации характера. Диагностика акцентуаций.
- 29. Различные типы акцентуаций характера и их учет в деятельности и общении.
- 1. Гипертимический тип
- 2. Тревожно-боязливый тип
- 3. Дистимический тип
- 4. Педантичный тип
- 5. Возбудимый тип
- 6. Эмотивный тип
- 7. "Застревающий" тип
- 8. Демонстративный тип
- 9. Циклотимический тип
- 10. Экзальтированный тип
- 30. Способности и их структура.
- 31. Структура организаторских способностей.
- 32. Происхождение и развитие способностей. Природные предпосылки способностей.
- Направленность личности. Виды направленности и поведение.
- Потребности и мотивы как источник активности личности. Система стимулирования персонала с учетом мотивационной сферы личности работника.
- Роль мотивации достижения успеха в деятельности.
- Самооценка и уровень притязаний личности, их роль в достижении целей деятельности.
- 38. Формирование самооценки личности
- 39. Развитие личности в процессе социализации. Учет особенностей этапов социализации личности в управление персоналом. (вторая часть хз)
- 40. Кризисы в развитии личности. Учет возрастных кризисов личностного развития в воспитании и организации деятельности
- 41. Воспитание и обучение менеджера. Задачи воспитания персонала в организации.
- 42. Основные принципы воспитания персонала в организации.
- 45. Коммуникативная компетентность менеджера. Деловое общение и его принципы.
- 46. Общение как процесс. Этапы процесса общения и требования к организации взаимодействия на каждом из них.
- 47. Средства коммуникации. Невербальное поведение в общении. Конгруэнтность.
- 48. Основные барьеры коммуникации. Требования к построению речевой коммуникации.
- 49. Общение как взаимодействие. Позиции и взаимные ожидания в общении
- 50. Использование правил трансактного анализа в деловом общении.
- 51. Восприятие и понимание в процессе общения (социальная перцепция).
- 52. Механизмы социальной перцепции.
- 53. Формирование первого впечатления. Факторы первого впечатления.
- 54. Эффекты первого впечатления.
- Познавательная сфера личности. Единство и взаимосвязь познавательных процессов.
- Ощущения и их закономерности. Учет закономерностей ощущений в деятельности.
- Восприятие и его свойства. Учет индивидуальных различий и свойств восприятия в организации деятельности.
- Свойства восприятия
- Учет особенностей восприятия в рекламе и в организации продаж.
- Внимание как условие успешной деятельности. Виды внимания и факторы управления вниманием.
- Учет свойств внимания в деятельности и общении. Возможности совершенствования внимания.
- Однако наибольшие неудобства нам доставляют непреднамеренные отвлечения в процессе самой работы: не связанные с ней посторонние мысли, желание разглядывать посторонние предметы.
- Память, ее виды и уровни.
- 62. Индивидуальные различия памяти.
- 63. Учет закономерностей памяти в организации деятельности.
- 64. Приемы запоминания и условия их эффективного использования.
- 65. Мышление как психический познавательный процесс. Мышление и чувственное познание.
- 66. Мышление как процесс. Основные мыслительные операции и их взаимосвязь.
- 67. Мышление и решение задач.
- 68. Способы активизации группового мышления. Метод мозгового штурма.
- 69. Воображение и его роль в деятельности и общении.