logo
ответы_психология

50. Использование правил трансактного анализа в деловом общении.

Общаясь, мы можем занимать разные позиции и роли, которые и определяют наши дальнейшие действия. Теория трансактного анализа Э. Берна позволяет понять, какие действия участников общения являются эффективными или неэффективными в общении. Единицей общения в т. ан. считается понятие трансакции, характер кот-й опред-ся состоянием «Я» (эго-состоянием). Бёрн выдает 3 группы эго-состояний:

1) я – родитель (сходные с образом родителей)

2) я – взрослый (направл. на объективную оценку реальности)

3) я – ребенок (сходно с детскими схемами поведения)

Эго-состояние Ребенок: человек смотрит на другого снизу вверх. Выделяют 2 разновидности этой позиции: «послушный ребенок» и «бунтующий ребенок». Взрослый – основа равноправного взаимодействия , основано на объективном анализе происходящего. Спокойный тон, выдержка, ответственность, уважение к партнеру. Родитель: обусловливает в основном доминирующую позицию в общении. «Карающий родитель» указывает, приказывает. «Опекающий родитель» советует, защищает, опекает, заботится.

Единицей взаимодействия является трансакция, суть кот. задается позицией взаимодействии. Примеры трансакций:

Р Р

В В

Д Д

Наиболее эффективн. – общение с комплентарными трансакциями – когда ожидания партнеров по общению оправдывается. Иначе взаимодействие осложняется. Но наиболее успешным и эффективным является деловое общение партнеров, занимающих позицию Взрослый со своим спокойным, независимым и ответственным поведением.

бщение как взаимодействие – последовательность реакций партнеров на действия друг друга. Можно говорить о разных ориентациях партнеров: ориентация на контроль (стремление контролировать), ориентация на понимание (стремление понять поведение людей, наладить равноправие)э