Роль мотивации достижения успеха в деятельности.
Для реализации цели важна сильная мотивация достижения успеха. Можно чётко представить себе желаемый результат, правильно оценить условия его достижения, но потерпеть неудачу из-за слабой мотивации достижения, которая создаёт мотивационное, волевое и эмоциональное напряжение в действиях. Ориентация личности на лёгкий и быстрый успех чаще всего к нему не приводит.
При достижении значимых целей человек может болезненно реагировать на препятствия, стоящие на пути к их достижению, и на саму неудачу. Конструктивная реакция на неудачу обычно усиливает мотивацию, так как человек осознаёт свои ошибки и причины неудачи и ищет другие пути деятельности.
Деструктивная реакция на неудачу связана со снижением самооценки и формированием комплекса неполноценности. Это либо дезорганизует деятельность, либо приводит к отказу от дальнейших действий. Состояние, связанное с резко отрицательными переживаниями в связи с невозможностью достижения значимых целей, в психологии называют фрустрацией личности. У многих людей фрустрация сопровождается агрессивными реакциями и снижением показателей в работе. Вместо того чтобы осознать причины неудачи, человек начинает защищать собственное «Я».
Экспериментально установлено, что при низкой и при очень сильной мотивации личности эффективность её деятельности невысока. Существует оптимальный уровень мотивации, при котором деятельность выполняется наиболее успешно. Для разных людей, для разных видов мотивации, а также для разных видов деятельности оптимум мотивации будет различным. Следовательно, при организации стимулирующих и мотива- ционных воздействий необходим индивидуальный подход, учитывающий и опыт работы, и сложность задач, и характер мотивов работника.
Самосознание личности. Компоненты «образа Я» и их взаимосвязь.
Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов,инстинктов, переживаний, действий.
Функции самосознания
Самопознание — получение информации о себе.
Эмоционально-ценностное отношение к себе.
Саморегуляция поведения
Значение самосознания
Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.
Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.
Самосознание характеризуется разной степенью разной степенью сознании собственного «Я». Отсутствие осознанности характеризует человека, для которого его «Я» неотделимо от того, что с ним происходит.
«Образ-Я» - это не просто представление или понятие личности о самой себе, а социальная установка, отношение личности к себе. Поэтому в «Образе-Я» можно выделить три компонента:
познавательный (когнитивный) - знание себя, самосознание, субъективные представления о себе
эмоционально-оценочный( аффективный) - ценностное отношение к к себе
поведенческий - предполагающий регулирование поведения(самопрезентации, взаимодействия и тд)
«Образ-Я» - это многоуровневое образование. Различные аспекты:
Я 2телесное» - это переживание человеком своего тела как воплощения души. Человек воспринимает свои физические достотш ства и недостатки, свои болезни.
«Я социально-ролевое» - это восприятие и осознание себя носителем социальных ролей и функций.
Третья грань «Образа-Я» - это «Я психологическое»: восприятие собственных черт характера, мотивов, потребностей и других индивидуальных проявлений психического мира.
Четвертая грань - это ощущение себя как источника активности. Личность может воспринимать себя активным, деятельным преобразователем-, субъектом своей жизни, а может ощущать себя несвободной, зависимой от других.
"Образ-Я» может переживаться в момент самого действия. Тогда это принято называть «реальным Я» (представление о себе в настоящее время)
- Развитие взглядов на предмет психологии. Основные направления современной психологии.
- Педагогика: основные категории и методы педагогики.
- Образование как общественное явление и педагогический процесс.
- Процесс обучения: сущность, структура, функции.
- Психика как отражение. Особенности психического отражения.
- Классификация и взаимосвязь психических явлений.
- Организм и психика. Влияние психических явлений на физические.
- Психика и мозг. Физиологические основы психики.
- Функциональные блоки мозга. Межполушарная асимметрия мозга и деятельность.
- Принципы и методы психологических исследований. Классификация методов психологии.
- Основные требования к проведению наблюдения. Возможности наблюдения как метода изучения психических явлений.
- Сущность и виды эксперимента в психологии и педагогике.
- Тесты: их возможности и практика использования в менеджменте.
- Сознание и его характеристики.
- Неосознаваемые психические явления и поведение человека.
- Понятие личности в психологии. Индивидуальность личности.
- Структура личности. Биологическое и социальное в личности.
- Воспитание личности. Принципы и методы воспитания.
- 21. Коллектив как фактор воспитания.
- 22. Воспитание в семье.
- 23. Темперамент как индивидуально-психологическое свойство личности. Физиоло-гические основы темперамента.
- 24. Психологические характеристики темперамента.
- 25. Индивидуальные различия людей по темпераменту. Темперамент и деятельность.
- 26. Характер и его структура. Происхождение характера.
- 27. Типологии характеров: многообразие подходов и классификаций характеров в современной психологии.
- 28. Характер. Понятие акцентуации характера. Диагностика акцентуаций.
- 29. Различные типы акцентуаций характера и их учет в деятельности и общении.
- 1. Гипертимический тип
- 2. Тревожно-боязливый тип
- 3. Дистимический тип
- 4. Педантичный тип
- 5. Возбудимый тип
- 6. Эмотивный тип
- 7. "Застревающий" тип
- 8. Демонстративный тип
- 9. Циклотимический тип
- 10. Экзальтированный тип
- 30. Способности и их структура.
- 31. Структура организаторских способностей.
- 32. Происхождение и развитие способностей. Природные предпосылки способностей.
- Направленность личности. Виды направленности и поведение.
- Потребности и мотивы как источник активности личности. Система стимулирования персонала с учетом мотивационной сферы личности работника.
- Роль мотивации достижения успеха в деятельности.
- Самооценка и уровень притязаний личности, их роль в достижении целей деятельности.
- 38. Формирование самооценки личности
- 39. Развитие личности в процессе социализации. Учет особенностей этапов социализации личности в управление персоналом. (вторая часть хз)
- 40. Кризисы в развитии личности. Учет возрастных кризисов личностного развития в воспитании и организации деятельности
- 41. Воспитание и обучение менеджера. Задачи воспитания персонала в организации.
- 42. Основные принципы воспитания персонала в организации.
- 45. Коммуникативная компетентность менеджера. Деловое общение и его принципы.
- 46. Общение как процесс. Этапы процесса общения и требования к организации взаимодействия на каждом из них.
- 47. Средства коммуникации. Невербальное поведение в общении. Конгруэнтность.
- 48. Основные барьеры коммуникации. Требования к построению речевой коммуникации.
- 49. Общение как взаимодействие. Позиции и взаимные ожидания в общении
- 50. Использование правил трансактного анализа в деловом общении.
- 51. Восприятие и понимание в процессе общения (социальная перцепция).
- 52. Механизмы социальной перцепции.
- 53. Формирование первого впечатления. Факторы первого впечатления.
- 54. Эффекты первого впечатления.
- Познавательная сфера личности. Единство и взаимосвязь познавательных процессов.
- Ощущения и их закономерности. Учет закономерностей ощущений в деятельности.
- Восприятие и его свойства. Учет индивидуальных различий и свойств восприятия в организации деятельности.
- Свойства восприятия
- Учет особенностей восприятия в рекламе и в организации продаж.
- Внимание как условие успешной деятельности. Виды внимания и факторы управления вниманием.
- Учет свойств внимания в деятельности и общении. Возможности совершенствования внимания.
- Однако наибольшие неудобства нам доставляют непреднамеренные отвлечения в процессе самой работы: не связанные с ней посторонние мысли, желание разглядывать посторонние предметы.
- Память, ее виды и уровни.
- 62. Индивидуальные различия памяти.
- 63. Учет закономерностей памяти в организации деятельности.
- 64. Приемы запоминания и условия их эффективного использования.
- 65. Мышление как психический познавательный процесс. Мышление и чувственное познание.
- 66. Мышление как процесс. Основные мыслительные операции и их взаимосвязь.
- 67. Мышление и решение задач.
- 68. Способы активизации группового мышления. Метод мозгового штурма.
- 69. Воображение и его роль в деятельности и общении.