62. Индивидуальные различия памяти.
Индивидуальные различия памяти преимущественная выраженность у индивида одного из видов памяти, в которой материал лучше запоминается и лучше восстанавливается.
Различия памяти у людей бывают количественные и качественные . К количественным характеристикам относятся скорость, прочность, длительность, точность и объем запоминания.
Качественные различия касаются как доминирования отдельных видов памяти - зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других, так и их функционирования. "Чистые" виды памяти в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных крайне редки. Чаще всего на практике мы сталкиваемся с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти. Типичными их смешениями являются зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память. Однако у большинства людей все же доминирует зрительная память.
Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые чаще всего используются. Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность. Например, у ученых отмечается очень хорошая смысловая и логическая память, но сравнительно слабая механическая память. У актеров и врачей хорошо развита память на лица.
Процессы памяти тесным образом связаны с особенностями личности, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. То, что интересно и эмоционально значимо, запоминается лучше.
Кроме того, память человека теснейшим образом связана с физическим состоянием и личностными ощущениями. Это доказывается случаями болезненного нарушения памяти. Практически во всех таких случаях (они называются амнезиями и представляют собой кратковременные или длительные потери различных видов памяти) происходят характерные расстройства памяти, которые в своих особенностях отражают расстройства личности больного.
Память человека не является постоянной, а изменяется в течение жизни. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, начинают действовать аффективная (эмоциональная) и механическая (двигательная) память, которая постепенно дополняется и замещается логической и образной. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное. Кроме того и сами средства-стимулы для запоминания подчиняются некоторой закономерности: сначала они выступают как внешние (например, завязывание узелков на память, записи и т.п.) , а затем становятся внутренними (речь, чувство, ассоциация, представление, образ, мысль). Характерно, что в формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи, которая также из чисто внешней функции общения все больше превращается во внутреннюю.
- Развитие взглядов на предмет психологии. Основные направления современной психологии.
- Педагогика: основные категории и методы педагогики.
- Образование как общественное явление и педагогический процесс.
- Процесс обучения: сущность, структура, функции.
- Психика как отражение. Особенности психического отражения.
- Классификация и взаимосвязь психических явлений.
- Организм и психика. Влияние психических явлений на физические.
- Психика и мозг. Физиологические основы психики.
- Функциональные блоки мозга. Межполушарная асимметрия мозга и деятельность.
- Принципы и методы психологических исследований. Классификация методов психологии.
- Основные требования к проведению наблюдения. Возможности наблюдения как метода изучения психических явлений.
- Сущность и виды эксперимента в психологии и педагогике.
- Тесты: их возможности и практика использования в менеджменте.
- Сознание и его характеристики.
- Неосознаваемые психические явления и поведение человека.
- Понятие личности в психологии. Индивидуальность личности.
- Структура личности. Биологическое и социальное в личности.
- Воспитание личности. Принципы и методы воспитания.
- 21. Коллектив как фактор воспитания.
- 22. Воспитание в семье.
- 23. Темперамент как индивидуально-психологическое свойство личности. Физиоло-гические основы темперамента.
- 24. Психологические характеристики темперамента.
- 25. Индивидуальные различия людей по темпераменту. Темперамент и деятельность.
- 26. Характер и его структура. Происхождение характера.
- 27. Типологии характеров: многообразие подходов и классификаций характеров в современной психологии.
- 28. Характер. Понятие акцентуации характера. Диагностика акцентуаций.
- 29. Различные типы акцентуаций характера и их учет в деятельности и общении.
- 1. Гипертимический тип
- 2. Тревожно-боязливый тип
- 3. Дистимический тип
- 4. Педантичный тип
- 5. Возбудимый тип
- 6. Эмотивный тип
- 7. "Застревающий" тип
- 8. Демонстративный тип
- 9. Циклотимический тип
- 10. Экзальтированный тип
- 30. Способности и их структура.
- 31. Структура организаторских способностей.
- 32. Происхождение и развитие способностей. Природные предпосылки способностей.
- Направленность личности. Виды направленности и поведение.
- Потребности и мотивы как источник активности личности. Система стимулирования персонала с учетом мотивационной сферы личности работника.
- Роль мотивации достижения успеха в деятельности.
- Самооценка и уровень притязаний личности, их роль в достижении целей деятельности.
- 38. Формирование самооценки личности
- 39. Развитие личности в процессе социализации. Учет особенностей этапов социализации личности в управление персоналом. (вторая часть хз)
- 40. Кризисы в развитии личности. Учет возрастных кризисов личностного развития в воспитании и организации деятельности
- 41. Воспитание и обучение менеджера. Задачи воспитания персонала в организации.
- 42. Основные принципы воспитания персонала в организации.
- 45. Коммуникативная компетентность менеджера. Деловое общение и его принципы.
- 46. Общение как процесс. Этапы процесса общения и требования к организации взаимодействия на каждом из них.
- 47. Средства коммуникации. Невербальное поведение в общении. Конгруэнтность.
- 48. Основные барьеры коммуникации. Требования к построению речевой коммуникации.
- 49. Общение как взаимодействие. Позиции и взаимные ожидания в общении
- 50. Использование правил трансактного анализа в деловом общении.
- 51. Восприятие и понимание в процессе общения (социальная перцепция).
- 52. Механизмы социальной перцепции.
- 53. Формирование первого впечатления. Факторы первого впечатления.
- 54. Эффекты первого впечатления.
- Познавательная сфера личности. Единство и взаимосвязь познавательных процессов.
- Ощущения и их закономерности. Учет закономерностей ощущений в деятельности.
- Восприятие и его свойства. Учет индивидуальных различий и свойств восприятия в организации деятельности.
- Свойства восприятия
- Учет особенностей восприятия в рекламе и в организации продаж.
- Внимание как условие успешной деятельности. Виды внимания и факторы управления вниманием.
- Учет свойств внимания в деятельности и общении. Возможности совершенствования внимания.
- Однако наибольшие неудобства нам доставляют непреднамеренные отвлечения в процессе самой работы: не связанные с ней посторонние мысли, желание разглядывать посторонние предметы.
- Память, ее виды и уровни.
- 62. Индивидуальные различия памяти.
- 63. Учет закономерностей памяти в организации деятельности.
- 64. Приемы запоминания и условия их эффективного использования.
- 65. Мышление как психический познавательный процесс. Мышление и чувственное познание.
- 66. Мышление как процесс. Основные мыслительные операции и их взаимосвязь.
- 67. Мышление и решение задач.
- 68. Способы активизации группового мышления. Метод мозгового штурма.
- 69. Воображение и его роль в деятельности и общении.