logo
госы-64 ПС / ПРОГРАММА ГЭК (ПС) 2011 - Очники

Конфликтология

Содержание заданий: в программе к итоговой государственной аттестации будущим психологам предлагается 6 заданий двух видов: Задания 1 - 3 предполагают практическое применение знаний по конфликтологии в профессиональной деятельности педагога-психолога; задания 4 – 6 предлагаются в форме конфликтных ситуаций. В результате выполнения заданий студенты должны показать, как они умеют вырабатывать прикладные навыки и принципы регулирования конфликтов; определять конфликтующие стороны, их взаимодействия и достижения консенсуса; использовать различные стратегии поведения в конфликте;

Задание 1.

Приведите пример конфликта в педагогическом коллективе. Используя метод картографии, дайте оценку интересам, потребностям, опасениям каждого участника конфликта. Предложите различные варианты разрешения конфликта самими участниками конфликта и с помощью посредника (психолога).

Алгоритм ответа:

- подобрать пример конфликтной ситуации, случившейся в педагогическом коллективе;

- назвать участников конфликта;

- определить интересы, потребности, опасения каждого участника;

- объяснить суть метода картографии;

- обосновать роль данного метода в анализе конфликтов.

Студенты должны знать:

- анализ конфликта;

- стадии развития конфликта;

- метод картографии конфликта;

- роль психолога в решении конфликтов.

Литература:

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб,: Питер. 2008. – С. 321 – 332.

  2. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2003.

  3. Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991.

Задание 2.

Предложите фрагмент проведения психолого-педагогического семинара «Методы профилактики конфликта», целью которого является овладение педагогами навыками эффективного поведения в конфликтной ситуации. На примере конкретной конфликтной ситуации раскройте социально-психологические методы, ориентированные на корректировку мыслей, чувств и настроений людей (метод согласия, доброжелательности, сохранения репутации партнера и др.), с помощью которых можно не допустить дальнейшее развитие конфликта.

Например, для рассмотрения педагогам была предложена следующая ситуация: «На уроке математики дети делали чер­теж к задаче. Саша полез в пенал за ли­нейкой, но тут вспомнил, что на пере­мене Коля его линейкой пускал бумаж­ные шарики в девчонок и забыл ему ее отдать. Саша тихонечко повернулся к Коле за линейкой. Но учительница Ири­на Петровна заметила это и закричала: «Немедленно повернись к себе. Учебные принадлежности надо самому носить, а не соседям мешать. Дневник на стол». Коля сидел, еле сдерживая слезы».

Алгоритм ответа:

- охарактеризовать формы работы психолога с педагогическим коллективом;

- подобрать виды заданий, которые могут быть рассмотрены в ходе семинара;

- обосновать позицию психолога при взаимодействии с педагогами;

- показать способы решения проблемы взаимоотношений, описанной в ситуации.

Студенты должны знать:

- причины конфликтов в педагогическом коллективе;

- особенности взаимоотношений в сфере «учитель-ученик»;

- способы разрешения конфликта между учителем и учеником.

Литература:

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб,: Питер. 2008. – С. 321 – 332.

  2. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2003.

  3. Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991.

Задание 3.

Расскажите о методике проведения классного часа по теме «Конфликты в нашей жизни и пути их разрешения». Укажите класс, цель, виды упражнений, заданий, которые вы будете использовать на занятии.

Алгоритм ответа:

- определить форму проведения классного часа;

- обосновать цель, задачи;

- рассказать о том, какая предварительная работа необходима для успешного проведения занятия;

- назвать 2-3 упражнения и рассказать на их примере, как оно проводится.

Студенты должны знать:

- методы профилактики конфликта;

- способы взаимодействия психолога с учащимися при выполнении различных видов профессиональной деятельности;

- содержание упражнений, способствующих установлению взаимодействия.

Литература:

  1. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов. – 2-е изд., испр. и доп. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та, 1999. – С. 117 – 145 (Раздел «Общение в конфликте»

  2. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: курс лекций. Ростов н/Д: Феникс, 1998.

  1. Любимова Г.Ю. Психология конфликта. М.: Пед. общ. России, 2004.

Задание 4.

Представьте себе, что к вам, как психологу обратились за помощью. Как бы вы рассмотрели данную конфликтную ситуацию?

«Мне пришлось работать в выходной день. Спустя месяц, я написала заявление на имя директора с просьбой предоставить мне отгул за работу в выходной день и оставила заявление в приемной. На другой день я уехала к родителям, так у моей мамы был День рожденья. На третий день я вышла на работу и мне предложили ознакомиться с актом об отсутствии меня на рабочем месте и потребовали написать объяснительную за прогул. Я считаю, что это несправедливо.

Алгоритм ответа:

- определить, к какому виду конфликтов относится эта конфликтная ситуация;

- определить причины ее возникновения;

- обосновать позицию администрации в этой конфликтной ситуации;

- дать прогноз развития отношений между руководителем и подчиненным;

- предложить варианты поведения подчиненного, в которых ему бы удалось сохранить работу.

Студенты должны знать:

- причины конфликтов «по вертикали»;

- трудовые споры и способы их разрешения;

- предупреждение конфликтов между руководителем и подчиненным.

Литература:

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб,: Питер. 2008. – С. 311 – 320.

  2. Зигерт В., Ланге Л. Руководить без конфликтов. – М.: Экономика, 1993.

  3. Ильин В.И. Структура конфликта в организации // Социальный конфликт. 1999. № 3.

4. Конфликтология: учебник для ст-тов вузов / Под ред. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ- ДАНА., 2008. – С. 246 – 254.

Задание 5.

Представьте себе, что к вам, как психологу обратились за помощью. Как вы разрешите конфликтную ситуацию?

«Я работаю в организации, и одна из сотрудниц, с которой я чаще других общаюсь, постоянно жалуется мне на свои отношения с начальником. Ей кажется, что начальник к ней относится предвзято, требования не правомерны. Я понимаю, что она пытается склонить меня на свою сторону, руководствуясь своей «правотой». С одной стороны я сочувствую этой сотруднице, но стоит ли мне поддерживать ее правоту и как себя с ней вести – я не знаю?

Алгоритм ответа:

- определить, к какому виду конфликтов относится эта конфликтная ситуация;

- определить причины ее возникновения;

- обосновать позицию каждой стороны в этой конфликтной ситуации;

- дать прогноз развития отношений между сотрудниками в дальнейшем;

- предложить варианты ответа психолога обратившемуся клиенту.

Студенты должны знать:

- причины конфликтов в организации;

- критерии завершения конфликтов;

- условия и факторы разрешения конфликтов.

Литература:

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб,: Питер. 2008. – С. 311 – 320.

  2. Зигерт В., Ланге Л. Руководить без конфликтов. – М.: Экономика, 1993.

  3. Ильин В.И. Структура конфликта в организации // Социальный конфликт. 1999. № 3.

  4. Конфликтология: учебник для ст-тов вузов / Под ред. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ- ДАНА., 2008. – С. 246 – 254.

Задание 6.

Представьте себе, что к вам, как психологу обратились за помощью. Как вы разрешите конфликтную ситуацию?

«Я недавно устроилась в эту организацию, но уже обратила внимание, что коллеги относятся ко мне настороженно, как будто не доверяют. Я пробовала приносить на работу что-то к чаю и угощать сотрудников. Но это мне не помогает. Сотрудники в организации старше меня и мне кажется, что им что-то не нравится во мне, может быть даже мой внешний вид (джинсы или то, что я люблю носить украшения). Может быть, мне стоит поговорить с коллегами, чтобы улучшить отношения, а вдруг во время разговора у нас произойдет конфликт, и я потом окажусь крайней?

Алгоритм ответа:

- определить, к какому виду конфликтов относится эта конфликтная ситуация;

- определить причины ее возникновения;

- обосновать позицию каждой стороны в этой конфликтной ситуации;

- дать прогноз развития отношений между сотрудниками в дальнейшем;

- предложить варианты ответа психолога обратившемуся клиенту.

Студенты должны знать:

- причины конфликтов в организации;

- правила поведения в конфликте;

- приемы контроля эмоций в конфликте;

- стратегии и способы разрешения конфликтов.

Литература:

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб,: Питер. 2008. – С. 311 – 320.

  2. Ильин В.И. Структура конфликта в организации // Социальный конфликт. 1999. № 3.

  3. Конфликтология: учебник для ст-тов вузов / Под ред. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ- ДАНА., 2008. – С. 246 – 254.