Конфликтология
Содержание заданий: в программе к итоговой государственной аттестации будущим психологам предлагается 6 заданий двух видов: Задания 1 - 3 предполагают практическое применение знаний по конфликтологии в профессиональной деятельности педагога-психолога; задания 4 – 6 предлагаются в форме конфликтных ситуаций. В результате выполнения заданий студенты должны показать, как они умеют вырабатывать прикладные навыки и принципы регулирования конфликтов; определять конфликтующие стороны, их взаимодействия и достижения консенсуса; использовать различные стратегии поведения в конфликте;
Задание 1.
Приведите пример конфликта в педагогическом коллективе. Используя метод картографии, дайте оценку интересам, потребностям, опасениям каждого участника конфликта. Предложите различные варианты разрешения конфликта самими участниками конфликта и с помощью посредника (психолога).
Алгоритм ответа:
- подобрать пример конфликтной ситуации, случившейся в педагогическом коллективе;
- назвать участников конфликта;
- определить интересы, потребности, опасения каждого участника;
- объяснить суть метода картографии;
- обосновать роль данного метода в анализе конфликтов.
Студенты должны знать:
- анализ конфликта;
- стадии развития конфликта;
- метод картографии конфликта;
- роль психолога в решении конфликтов.
Литература:
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб,: Питер. 2008. – С. 321 – 332.
Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2003.
Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991.
Задание 2.
Предложите фрагмент проведения психолого-педагогического семинара «Методы профилактики конфликта», целью которого является овладение педагогами навыками эффективного поведения в конфликтной ситуации. На примере конкретной конфликтной ситуации раскройте социально-психологические методы, ориентированные на корректировку мыслей, чувств и настроений людей (метод согласия, доброжелательности, сохранения репутации партнера и др.), с помощью которых можно не допустить дальнейшее развитие конфликта.
Например, для рассмотрения педагогам была предложена следующая ситуация: «На уроке математики дети делали чертеж к задаче. Саша полез в пенал за линейкой, но тут вспомнил, что на перемене Коля его линейкой пускал бумажные шарики в девчонок и забыл ему ее отдать. Саша тихонечко повернулся к Коле за линейкой. Но учительница Ирина Петровна заметила это и закричала: «Немедленно повернись к себе. Учебные принадлежности надо самому носить, а не соседям мешать. Дневник на стол». Коля сидел, еле сдерживая слезы».
Алгоритм ответа:
- охарактеризовать формы работы психолога с педагогическим коллективом;
- подобрать виды заданий, которые могут быть рассмотрены в ходе семинара;
- обосновать позицию психолога при взаимодействии с педагогами;
- показать способы решения проблемы взаимоотношений, описанной в ситуации.
Студенты должны знать:
- причины конфликтов в педагогическом коллективе;
- особенности взаимоотношений в сфере «учитель-ученик»;
- способы разрешения конфликта между учителем и учеником.
Литература:
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб,: Питер. 2008. – С. 321 – 332.
Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2003.
Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991.
Задание 3.
Расскажите о методике проведения классного часа по теме «Конфликты в нашей жизни и пути их разрешения». Укажите класс, цель, виды упражнений, заданий, которые вы будете использовать на занятии.
Алгоритм ответа:
- определить форму проведения классного часа;
- обосновать цель, задачи;
- рассказать о том, какая предварительная работа необходима для успешного проведения занятия;
- назвать 2-3 упражнения и рассказать на их примере, как оно проводится.
Студенты должны знать:
- методы профилактики конфликта;
- способы взаимодействия психолога с учащимися при выполнении различных видов профессиональной деятельности;
- содержание упражнений, способствующих установлению взаимодействия.
Литература:
Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов. – 2-е изд., испр. и доп. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та, 1999. – С. 117 – 145 (Раздел «Общение в конфликте»
Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: курс лекций. Ростов н/Д: Феникс, 1998.
Любимова Г.Ю. Психология конфликта. М.: Пед. общ. России, 2004.
Задание 4.
Представьте себе, что к вам, как психологу обратились за помощью. Как бы вы рассмотрели данную конфликтную ситуацию?
«Мне пришлось работать в выходной день. Спустя месяц, я написала заявление на имя директора с просьбой предоставить мне отгул за работу в выходной день и оставила заявление в приемной. На другой день я уехала к родителям, так у моей мамы был День рожденья. На третий день я вышла на работу и мне предложили ознакомиться с актом об отсутствии меня на рабочем месте и потребовали написать объяснительную за прогул. Я считаю, что это несправедливо.
Алгоритм ответа:
- определить, к какому виду конфликтов относится эта конфликтная ситуация;
- определить причины ее возникновения;
- обосновать позицию администрации в этой конфликтной ситуации;
- дать прогноз развития отношений между руководителем и подчиненным;
- предложить варианты поведения подчиненного, в которых ему бы удалось сохранить работу.
Студенты должны знать:
- причины конфликтов «по вертикали»;
- трудовые споры и способы их разрешения;
- предупреждение конфликтов между руководителем и подчиненным.
Литература:
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб,: Питер. 2008. – С. 311 – 320.
Зигерт В., Ланге Л. Руководить без конфликтов. – М.: Экономика, 1993.
Ильин В.И. Структура конфликта в организации // Социальный конфликт. 1999. № 3.
4. Конфликтология: учебник для ст-тов вузов / Под ред. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ- ДАНА., 2008. – С. 246 – 254.
Задание 5.
Представьте себе, что к вам, как психологу обратились за помощью. Как вы разрешите конфликтную ситуацию?
«Я работаю в организации, и одна из сотрудниц, с которой я чаще других общаюсь, постоянно жалуется мне на свои отношения с начальником. Ей кажется, что начальник к ней относится предвзято, требования не правомерны. Я понимаю, что она пытается склонить меня на свою сторону, руководствуясь своей «правотой». С одной стороны я сочувствую этой сотруднице, но стоит ли мне поддерживать ее правоту и как себя с ней вести – я не знаю?
Алгоритм ответа:
- определить, к какому виду конфликтов относится эта конфликтная ситуация;
- определить причины ее возникновения;
- обосновать позицию каждой стороны в этой конфликтной ситуации;
- дать прогноз развития отношений между сотрудниками в дальнейшем;
- предложить варианты ответа психолога обратившемуся клиенту.
Студенты должны знать:
- причины конфликтов в организации;
- критерии завершения конфликтов;
- условия и факторы разрешения конфликтов.
Литература:
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб,: Питер. 2008. – С. 311 – 320.
Зигерт В., Ланге Л. Руководить без конфликтов. – М.: Экономика, 1993.
Ильин В.И. Структура конфликта в организации // Социальный конфликт. 1999. № 3.
Конфликтология: учебник для ст-тов вузов / Под ред. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ- ДАНА., 2008. – С. 246 – 254.
Задание 6.
Представьте себе, что к вам, как психологу обратились за помощью. Как вы разрешите конфликтную ситуацию?
«Я недавно устроилась в эту организацию, но уже обратила внимание, что коллеги относятся ко мне настороженно, как будто не доверяют. Я пробовала приносить на работу что-то к чаю и угощать сотрудников. Но это мне не помогает. Сотрудники в организации старше меня и мне кажется, что им что-то не нравится во мне, может быть даже мой внешний вид (джинсы или то, что я люблю носить украшения). Может быть, мне стоит поговорить с коллегами, чтобы улучшить отношения, а вдруг во время разговора у нас произойдет конфликт, и я потом окажусь крайней?
Алгоритм ответа:
- определить, к какому виду конфликтов относится эта конфликтная ситуация;
- определить причины ее возникновения;
- обосновать позицию каждой стороны в этой конфликтной ситуации;
- дать прогноз развития отношений между сотрудниками в дальнейшем;
- предложить варианты ответа психолога обратившемуся клиенту.
Студенты должны знать:
- причины конфликтов в организации;
- правила поведения в конфликте;
- приемы контроля эмоций в конфликте;
- стратегии и способы разрешения конфликтов.
Литература:
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб,: Питер. 2008. – С. 311 – 320.
Ильин В.И. Структура конфликта в организации // Социальный конфликт. 1999. № 3.
Конфликтология: учебник для ст-тов вузов / Под ред. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ- ДАНА., 2008. – С. 246 – 254.
- Федеральное агентство по образованию
- 3. Педагогическая наука и практика как единая система, их движущие силы и основные формы связи.
- 4. Место педагогики в системе научного знания и её взаимосвязь с другими науками о человеке.
- 5. Роль методологии и методов исследования в развитии педагогической науки. Методологические знания и методика организации исследования.
- Рекомендованная литература:
- Теория обучения
- 6. Объект, предмет и задачи теории обучения. Теория обучения в системе педагогических наук и связь с другими науками. Основной исследовательский аппарат дидактики.
- 7. Образование как общечеловеческая ценность и образовательный процесс. Система образования России.
- 8. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Теории организации содержания образования. Государственный образовательный стандарт.
- 9. Движущие силы, противоречия и закономерности процесса обучения. Единство преподавания и учения. Программно-методическое обеспечение процесса обучения.
- 11. Классификация методов обучения. Сущность, выбор и содержание методов и приемов обучения.
- 13. Основные педагогические системы, дидактические концепции и технологии обучения
- 14. Модели организации и инновационные процессы в образовании
- Рекомендованная литература:
- Теория и методика воспитания
- 15. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.
- 16. Современные концепции воспитания
- 18. Современные воспитательные системы.
- 19. Педагогическое взаимодействие.
- 20. Современные подходы к классному руководству.
- Рекомендованная литература:
- Социальная педагогика
- Рекомендованная литература:
- Управление образовательными системами
- 24. Государственно-общественный характер управления системой образования.
- 25. Современный менеджмент в образовании.
- Рекомендованная литература:
- Педагогическая психология
- Раздел II. Психология основы общей психологии. Возрастная психология
- 1. Предмет, принципы и методы психологии.
- 2. Психика в свете теории отражения. Сознание и самосознание.
- 3. Проблема личности в психологии. Структура личности.
- 4. Психологическая структура деятельности человека. Характеристика профессиональной деятельности человека.
- 5. Сенсомоторная система чувственного познания окружающего мира. Ощущения и восприятие.
- 11. Воля, ее структура и развитие.
- 12. Проблема индивидуальных различий в психологии
- 13. Задатки и способности личности, их виды, уровни и особенности развития.
- 14. Психологическая характеристика пренатального развития, периода новорожденности и младенчества.
- 15. Психическое развитие ребенка раннего возраста.
- 16. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста.
- 17. Психическое развитие в младшем школьном возрасте.
- 18. Психологические особенности и проблемы подросткового и юношеского возрастов.
- Социальная психология
- 19. Общение как обмен информацией. Перцептивная сторона общения.
- 20. Динамические процессы в малой группе.
- Рекомендованная литература:
- Психодиагностика
- 21. Введение в предмет психодиагностики.
- 22. Психодиагностика как практическая деятельность психолога образования.
- Рекомендованная литература:
- Психология труда
- 23. Психологическое сопровождение профессионального становления личности.
- Рекомендованная литература:
- Введение в психолого-педагогическую деятельность. Психологическая служба в образовании
- 24. Профессиональное сознание и стандарты деятельности педагога-психолога.
- 25. Модели деятельности педагога-психолога в современном образовании.
- Психотерапия
- 26. Психоаналитическое направление психотерапии (з. Фрейд, к. Юнг, а. Адлер).
- 27. Когнитивно-поведенческое направление психотерапии.
- 28. Гуманистическое направление психотерапии.
- Рекомендованная литература:
- Основы психологии семьи и семейного консультирования
- 29. Характеристика семьи как системы.
- 30. Стили семейного воспитания. Отношение родителей и прародителей к ребенку в семье.
- Рекомендованная литература:
- Раздел III. Психолого-педагогические ситуации психодиагностика
- Рекомендованная литература:
- Психологическое консультирование
- Рекомендованная литература:
- Психолого-педагогическая коррекция
- Рекомендованная литература:
- Конфликтология