logo
госы-64 ПС / ПРОГРАММА ГЭК (ПС) 2011 - Очники

5. Сенсомоторная система чувственного познания окружающего мира. Ощущения и восприятие.

Органы чувств и анализаторы (И.М. Сеченов, И.П. Павлов). Понятие об ощущениях, классификация ощущений. Свойства ощущений. Чувствительность и ее измерение (пороги ощущений).

Понятие о восприятии, классификация видов восприятия. Свойства восприятия. Сложные формы восприятия: восприятие времени, пространства, движения; восприятие человека человеком. Восприятие и личность.

6. Внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности.

Характеристика непроизвольного, произвольного и послепроизвольного внимания. Факторы их возникновения (П.Я. Гальперин). Свойства внимания: объем, устойчивость, переключение, распределение.

Развитие внимания в онтогенезе. Особенности и условия формирования внимания ребенка раннего, дошкольного и школьного возрастов. Методы исследования внимания. Современные подходы к развитию и коррекции внимания и произвольной регуляции.

7. Память как познавательный психический процесс.

Понятие о памяти. Теории памяти. Общая характеристика видов и процессов памяти. Непроизвольное и произвольное запоминание и воспроизведение. Связь запоминания с особенностями деятельности. Узнавание, представление, припоминание, реминисценция. Мнемотехника как система рациональных способов запоминания. Закономерности сохранения и забывания.

Особенности детской памяти. Развитие памяти в онтогенезе. Методы исследования памяти.

8. Мышление как форма познавательной деятельности.

Понятие о мышлении. Этапы протекания мышления и формы фиксации его результатов (понятие, суждение, умозаключение). Мыслительные действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, систематизация, классификация и др.) Гипотеза о поэтапном формировании умственных действий (П.Я. Гальперин). Мышление и речь (Л.С. Выготский).

Характеристика наглядно-действенного, образного и логического видов мышления. Развитие мышления в онтогенезе. Методы диагностики и коррекции мышления.

9. Характеристика воображения как высшего психического процесса.

Понятие о воображении как психологической системе (Л.С. Выготский). Виды, функции и основные процессы воображения. Способы синтезирования образов. Роль воображения в жизни, обучении, в художественном и научном творчестве. Индивидуальные особенности воображения.

Развитие воображения в онтогенезе и его специфика в дошкольном детстве. Роль игры и продуктивных видов деятельности в развитии воображения.

10. Эмоции и чувства как аффективные психические образования человека.

Эмоция как переживание субъективного отношения человека к действительности. Связь эмоций с потребностями личности. Основные теории и функции эмоций. Виды эмоций (радость, горе, страдание, страх, тревога и др.) и формы существования эмоций. Качественные различия эмоций человека и животных. Настроение, аффект, стресс, фрустрация и др.

Чувства как переживание эмоциональных отношений к объектам внешнего мира. Характеристика видов чувств (эстетические, моральные, интеллектуальные). Интегративные чувства человека (любовь, свобода, оптимизм, пессимизм).

Эмоциональное развитие в онтогенезе. Повышенная эмоциональность ребенка и ее связь с особенностями высшей нервной деятельности. Социальные влияния на развитие аффективной сферы ребенка.