logo
ГЭК АИГО бакалавры 2010

Тема 2. Становление предмета психологии

Проблема анализа сознания в философии Нового времени (Р.Декарт, Дж. Локк) и в научной психологии. Явления сознания как предмет экспериментального психологического изучения (В.Вундт). Метод интроспекции и его основные правила (Э.Титченер). Свойства сознания, его структура. «Поток» сознания (У.Джеймс). Возможности и ограничения метода интроспекции. Основные понятия и положения гештальтпсихологии (М.Вертгеймер, В.Келер). Проблема объективного метода в психологии.

Предмет и задачи психологии поведения (Дж.Уотсон). Экспериментальные исследования поведения в классическом бихевиоризме и в необихевиоризме (Э.Толмен, Б.Скиннер). Объяснительные схемы [S→R] и [S→V→R]. Принципы реактивности

и активности в объяснении поведения (Н.А. Бернштейн).

Неосознаваемые психические процессы, их классификация и общая характеристика. Бессознательное как предмет психологии: определения, факты, интерпретации (З.Фрейд, К.-Г.Юнг). Методы изучения бессознательного. Представления З. Фрейда о строении психики.

Категория практики, деятельности в психологии. Порождение и функционирование сознательных психических представлений в реальном процессе жизни людей. Принцип единства сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн).