logo
ГЭК АИГО бакалавры 2010

Тема 14. Теоретические подходы к изучению универсальных (“сквозных”) психических процессов и их экспериментальные исследования

Память, внимание, воображение, их универсальный характер и взаимосвязь. Понятие памяти. Исследование памяти в классической психологии сознания, бихевиоризме. Современные модели памяти. Основные мнемические процессы: запечатление, сохранение, воспроизведение. Виды запечатления, особенности сохранения, уровни воспроизведения. Явление реминисценции. Классические закономерности памяти. Специфика человеческой памяти и проблема изучения ранних этапов ее развития. Развитие опосредствованного запоминания. Память как «высшая психическая функция» и ее экспериментальное исследование. Память и мотивация. Память и деятельность. Зависимость запоминаемого материала от его места в структуре выполняемого действия. Мнемическая направленность деятельности и виды мнемических установок. Исследование памяти в современной когнитивной психологии: основные понятия, положения, методы изучения, результаты экспериментов. Понятие внимания. Внимание и сознание. Модели внимания. Понятие апперцепции. Функции внимания. Основные свойства внимания: объем, интенсивность, устойчивость, концентрация, распределение, переключение. Внимание как свернутое умственное действие контроля. Внимание как «высшая психическая функция» и его экспериментальное исследование. Развитие внимания и активность личности. Внимание и деятельность. Постановка проблемы внимания в современной когнитивной психологии: основные положения, подходы, методы исследования, результаты экспериментов. Понятие воображения. Воображение как процесс преобразования реальности, необходимое для решения познавательных и практических задач, а также личностных проблем. Связь воображения с другими психическими процессами. Воображение в научном, техническом, художественном творчестве.