Пояснительная записка
Назначение данной программы состоит в том, чтобы помочь выпускникам Академического института гуманитарного образования по специальности 020400 – психология (030300.62 - бакалавр психологии, 030301.65 – специалист) обобщить и систематизировать психологические знания, приобретенные в ходе обучения, и наилучшим образом подготовиться к итоговой форме государственной аттестации - междисциплинарного государственного экзамена «Психология».
Программа состоит из двух разделов. Первый раздел программы «Общепсихологические основы психологии развития» по своему содержанию соотносится с курсом общей психологии - этой наиболее крупной и фундаментальной учебной дисциплиной во всей системе подготовки профессиональных психологов. Второй раздел программы «Онтогенез психики и личности» посвящен анализу закономерностей психического развития человека в онтогенезе, основных законов формирования личности в процессе социогенеза, а также типичных проблем патогенеза.
Первый раздел программы состоит их трех частей.
Первая часть «Основы общей психологии» предполагает знание студентами основополагающих представлений о предмете, методах и задачах психологии, ее месте среди других наук о человеке, о ее базовых категориях и понятиях, о ее ключевых проблемах и возможных путях их решения.
Вторая часть первого раздела программы - «Человек как субъект деятельности» - концептуально объединяет проблематику психологии личности. Студенты должны знать основные теоретические подходы к анализу потребностно-мотивационной сферы человека, владеть категориальным аппаратом для анализа строения и развития личности, уметь анализировать индивидуальные особенности человека (способности, темперамент, характер), средства внутренней (эмоции, воля) и внешней (социо-культурной) регуляции деятельности, иметь навыки психодиагностической работы в данной области.
Третья часть первого раздела программы - «Человек как субъект познания» - посвящена вопросам, связанным с характеристиками познавательной сферы личности. Данная часть программы предполагает, что студенты должны знать теоретические подходы к исследованию познания, уметь профессионально грамотно анализировать виды и уровни развития познавательных психических процессов, владеть навыками экспериментального исследования и психодиагностики как специфических познавательных (ощущение, восприятие, мышление), так и универсальных (память, внимание, воображение) психических процессов.
Второй раздел программы состоит из 7 частей:
1. Методология социальной психологии.
2. Социальная психология личности.
3. Социальная психология общения.
4. Социальная психология межличностных отношений.
5. Социальная психология групп.
6. Социальная психология межгрупповых отношений.
7. Основные направления прикладных исследований в социальной психологии.
Предложенные к рассмотрению темы охватывают все разделы социальной психологии.
Первая часть предполагает знание студентами основных теоретических подходов в социальной психологии, методологических оснований социально-психологического исследования, основных методов исследования и воздействия.
Вторая часть объединяет проблематику личности в социальной психологии: аттитюды, Я-концепцию, и социализацию. Студенты должны знать основные теоретические подходы и феномены, связанные с этой областью.
Третья часть включает в себя социально-психологическую проблематику общения – его когнитивные и коммуникативные аспекты. Студенты должны знать основные определения, подходы и феномены, связанные с общением.
Четвертая часть посвящена межличностным отношениям и возникающей в их ходе аттракции, агрессии, альтруизму и конфликту. В рамках данного раздела студенты должны знать основные условия возникновения этих отношений.
Пятый раздел объединяет проблематику малых и больших социальных групп. Студенты должны знать особенности структуры и динамики малой группы, феномены социального влияния, а также основные структурные характеристики больших групп и происходящие в них процессы.
Шестая часть посвящена социальной психологии межгрупповых отношений. В рамках данного раздела студенты должны знать основные теоретические подходы к изучению межгрупповых отношений, феномены, возникающие в ходе их развития и причины этих феноменов.
Седьмая часть касается направлений прикладных исследований в социальной психологии. Студенты должны иметь представление об основных направлениях работы социального психолога в прикладных областях.
Экзаменационные билеты включают в себя 2 вопроса. Один по общей психологии, один - по социальной психологии и посвящен теоретическим и прикладным аспектам социальной психологии.
- Программа междисциплинарного государственного экзамена по психологии
- 030300.62 (Бакалавр психологии)
- 030301.65 (Специальность) Санкт-Петербург 2010
- Содержание
- 33. Первичные терапевтические факторы лабораторной группы. 33
- Пояснительная записка
- Раздел I. Общепсихологические основы психологии развития Часть 1. Основы общей психологии Тема 1. Психология как наука
- Тема 2. Становление предмета психологии
- Тема 3. Возникновение и развитие психики
- Тема 4. Социо-культурная регуляция деятельности
- Тема 5. Строение индивидуальной деятельности человека
- Часть II. Человек как субъект деятельности Тема 6. Основные подходы к изучению личности
- Тема 7. Индивидуальные особенности человека: способности, темперамент, характер
- Тема 8. Внутренняя регуляция деятельности: эмоции и воля
- Тема 9. Потребностно-мотивационная сфера личности
- Тема 10. Строение и развитие личности
- Часть III. Человек как субъект познания Тема 11. Характеристики познавательной сферы человека
- Тема 12. Развитие познания
- Тема 13. Теоретические подходы к изучению специфических познавательных процессов и их экспериментальные исследования
- Тема 14. Теоретические подходы к изучению универсальных (“сквозных”) психических процессов и их экспериментальные исследования
- Список литературы
- Раздел 1
- Дополнительная
- Раздел II Социальная психология Часть 1. Методология социальной психологии Тема 1. Теоретические подходы в социальной психологии
- Тема 2. Методы социальной психологии
- Часть 2. Социальная психология личности
- Тема 1. Социальная установка (аттитюд)
- Тема 2. Я-концепция как установка на себя
- Тема 3. Социализация
- Часть 3. Социальная психология общения Тема 1. Основные характеристики общения
- Тема. 2. Когнитивные аспекты общения
- Тема 3. Коммуникативные аспекты общения
- Часть 4. Социальная психология межличностных отношений Тема 1. Основные виды межличностных отношений
- Тема 2. Межличностный конфликт
- Часть 5 Социальная психология групп Тема 1. Малая группа как объект социально-психологического изучения
- Тема 2. Генезис и развитие малой группы
- Тема 3. Психология больших социальных групп
- Часть 6. Социальная психология межгрупповых отношений Тема 1. Основные теоретические подходы к изучению межгрупповых отношений
- Тема 2 Феномены межгруппового восприятия и поведения
- Тема 3 Условия оптимизации межгруппового взаимодействия
- Часть 7. Основные направления прикладных исследований и практической социальной психологии Тема 1. Социальная психология в организации
- Тема 2. Психология ведения переговоров
- Тема 3. Политическая психология
- Тема 4. Психология рекламы
- Литература
- Вопросы междисциплинарного государственного экзамена по психологии Вопросы к госэкзамену для бакалавров
- Первичные терапевтические факторы лабораторной группы.
- Методы активного социально- психологического обучения.
- Вопросы к госэкзамену для специалистов
- Первичные терапевтические факторы лабораторной группы.
- Методы активного социально- психологического обучения.