Тема 2. Методы социальной психологии
Понятия методологии, метода и методики. Классификация социально-психологических методов (методы исследования / методы воздействия / методы обработки данных). Проблема качества социально-психологического исследования: виды валидности. Понятие «количественных» и «качественных» методов исследования. Экспериментальный и корреляционный подходы к исследованию социально-психологических феноменов. Этапы социально-психологического исследования. Экспериментальный подход к исследованию социально-психологических феноменов. Условия реализации причинного вывода. Виды экспериментальных переменных Процесс смешения. Типы экспериментальных схем. Способы набора экспериментальных групп. Метод наблюдения. Определение наблюдения. Виды наблюдения. Способы устранения субъективизма наблюдателя. Этапы проведения наблюдения. Единицы и категории наблюдения. Способы фиксации результатов наблюдения (протокол и дневник). Достоинства и недостатки метода наблюдения, способы компенсации недостатков. Методы опроса. Определение методов опроса. Виды опроса. Стадии подготовки интервью. Отбор респондентов. Этапы составления опросника. Стадии проведения интервью. Обучение интервьюеров. Структура анкеты. Обработка результатов интервью и анкетирования. Достоинства и недостатки анкетирования и интервью. Ограничения методов опроса. Источники неточных ответов респондентов на вопросы. Социометрия. Этапы социометрического исследования. Типы социометрических критериев. Обработка и анализ результатов. Дискуссионные группы. Планирование фокус-групп и общие принципы их формирования. Этапы проведения фокус-группы. Роль модератора в проведении фокус-групп. Анализ результатов. Достоинства и ограничения дискуссионных групп. Метод контент-анализа. Этапы контент-аналитического исследования. Обработка данных контент-анализа. Достоинства и недостатки контент-анализа. Методы воздействия: социально-психологический тренинг, групповая дискуссия, ролевая игра. Понятие социально-психологического тренинга (СПТ). Основные цели и задачи СПТ. Исторические предпосылки возникновения тренинговых групп. Виды тренинговых групп. Организация и проведение СПТ. Структура групп СПТ. Требования к ведущему. Основные стадии развития тренинговой группы. Основные принципы конструирования программы СПТ. Оценка эффективности СПТ.
- Программа междисциплинарного государственного экзамена по психологии
- 030300.62 (Бакалавр психологии)
- 030301.65 (Специальность) Санкт-Петербург 2010
- Содержание
- 33. Первичные терапевтические факторы лабораторной группы. 33
- Пояснительная записка
- Раздел I. Общепсихологические основы психологии развития Часть 1. Основы общей психологии Тема 1. Психология как наука
- Тема 2. Становление предмета психологии
- Тема 3. Возникновение и развитие психики
- Тема 4. Социо-культурная регуляция деятельности
- Тема 5. Строение индивидуальной деятельности человека
- Часть II. Человек как субъект деятельности Тема 6. Основные подходы к изучению личности
- Тема 7. Индивидуальные особенности человека: способности, темперамент, характер
- Тема 8. Внутренняя регуляция деятельности: эмоции и воля
- Тема 9. Потребностно-мотивационная сфера личности
- Тема 10. Строение и развитие личности
- Часть III. Человек как субъект познания Тема 11. Характеристики познавательной сферы человека
- Тема 12. Развитие познания
- Тема 13. Теоретические подходы к изучению специфических познавательных процессов и их экспериментальные исследования
- Тема 14. Теоретические подходы к изучению универсальных (“сквозных”) психических процессов и их экспериментальные исследования
- Список литературы
- Раздел 1
- Дополнительная
- Раздел II Социальная психология Часть 1. Методология социальной психологии Тема 1. Теоретические подходы в социальной психологии
- Тема 2. Методы социальной психологии
- Часть 2. Социальная психология личности
- Тема 1. Социальная установка (аттитюд)
- Тема 2. Я-концепция как установка на себя
- Тема 3. Социализация
- Часть 3. Социальная психология общения Тема 1. Основные характеристики общения
- Тема. 2. Когнитивные аспекты общения
- Тема 3. Коммуникативные аспекты общения
- Часть 4. Социальная психология межличностных отношений Тема 1. Основные виды межличностных отношений
- Тема 2. Межличностный конфликт
- Часть 5 Социальная психология групп Тема 1. Малая группа как объект социально-психологического изучения
- Тема 2. Генезис и развитие малой группы
- Тема 3. Психология больших социальных групп
- Часть 6. Социальная психология межгрупповых отношений Тема 1. Основные теоретические подходы к изучению межгрупповых отношений
- Тема 2 Феномены межгруппового восприятия и поведения
- Тема 3 Условия оптимизации межгруппового взаимодействия
- Часть 7. Основные направления прикладных исследований и практической социальной психологии Тема 1. Социальная психология в организации
- Тема 2. Психология ведения переговоров
- Тема 3. Политическая психология
- Тема 4. Психология рекламы
- Литература
- Вопросы междисциплинарного государственного экзамена по психологии Вопросы к госэкзамену для бакалавров
- Первичные терапевтические факторы лабораторной группы.
- Методы активного социально- психологического обучения.
- Вопросы к госэкзамену для специалистов
- Первичные терапевтические факторы лабораторной группы.
- Методы активного социально- психологического обучения.