logo search
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ лекции

Проблема построения и периодизации.

Впервые полный жизненный путь человека был показан в исследованиях Шарлота Бюлер. Выделела 5 фаз жизненного пути:

От рождения до 16-20 лет;

От 16 -20 до 25-30 лет – самоопределение, выбор спутника жизни;

От 25-30 до 45-50 – фаза достижения зрелости, главная задача самореализация в рамках найденного жизненного призвания, воспитание детей;

45-50 до 65-70 - фаза стареющего человека, фаза душевного кризиса, он связан с тем, что у человека исчезают жизненные цели, он утрачивает жизненное призвание;

65-70 и далее – фаза старого человека. человек на этой стадии влочит бесцельное существование, у него нет социальных связей, он обращен в прошлое, живет воспоминаниями и пассивно ожидает смерти.

Эта периодизация была предложена в начале 20 века. Эта периодизация устарела.

Эриксон опубликовал свою периодизацию в 1963 году.

В зарубежной психологии наибольшее распрастронение получила периодизация Э.Эриксона, но к 90 годам ряд американских ученных решили провести новое исследование в рамках идеи Эриксона, главную роль в этих исследованиях играл Д.Левинсон. В 1990 году публикуют результаты исследования, говорит что Эриксон в большинстве был прав, но нужно кое что уточнить, меняет границы.

В жизненном пути взрослых Левинсон выделяет 3 периода ( 3 главные эры), каждая продолжитльностью около 20 лет, в течении каждой эры по Левинсону человек выстраивает структуру жизни, которая образуют основу образа жизни и служит связующим звеном между личностью обществом. Эта структура жизни характеризуется прежде всего отношениями человека с внешним миром. Это могут быть отношения с отдельными людьми, группами людей. В определенные моменты развития человек начинает испытывать сомнения в том, что выстраиваемая им структура жизни является правильной, она перестает приносить ему удовольствие, радость она теряет для него смысл жизни и он начинает уходить от этой структуры жизни, она разрушается, но на ее месте начинается строится новая система жизни, которая соответствует новым потребностям и стремлениям развивающейся личности. Эти моменты считаются переходными периодами.

Эра предвзрослости: с рождения до 22 лет;

Эра ранней взрослости: от 17 до 45 лет – эта эра включает в себя следующие периоды: 1) переход к ранней взрослости от 17 до 22 лет – сопровождается кризисом определения жизненных целей; 2) период вхождения в раннею взрослоть 22 -28; 3) переход 30 –ти летия 28-33 года; 4) кульминационный период ранней взрослости 33- 40 лет;

Эра средней взрослости: от 40 до 65 лет. Включает в себя следующие периоды: 1) переход к средней взрослости 40-45 лет – кризис среднего возраста или середины жизни; 2) начальный период средней взрослости 45-50 лет; 3) переход в 50 –ти летие 50-55 лет; 4) кульминационный период средней взрослости 55-6о лет;

Эра поздней взрослости: 60 лет и до …..: 1) переход к поздней взрослости.

В настоящее время в зарубежной психологии эта периодизация является актульаной.

В отечественной психологии впервые взрослость была представлена в работаъ Б.Г. Ананьева. Он считал, что с 20 лет начинается цикл взрослости, который затем переходит к циклу старости.

Выделял:

Рання взрослость 20-25 лет

Средняя 25-40 лет

Поздняя 40 -55

Предпенсионный возраст 55- 60 лет.

Изучалось психофизиологические функции человека: ощущения.

Большинство Российских авторов в своих работах указывают, что

период –молодость от 20 -30лет;

ранняя зрелость 30-40

зрелость 40-55 лет

поздняя зрелость 55-65-70 лет

пожилой и старческий возраст

анализ представленных периодизаций зависят от социально-экономических условий жизни, уровень развития общества, образования, культуры.

Периодизация взрослых сильно зависит от 1)социо-экономического статуса человека: уровень образования, профессия, место работы, место жительства, этническая принадлежность. 2) особенности культурно- исторического периода: период войн, экономического процветания.

Психология установила следующую закономерность, что границы взрослости определяются социальным статусом: чем он выше, тем больше вероятность, что человек в более поздние сроки переходит от одной стадии взрослости к следующей. Связи с этим в психологии развития вводится понятие возрастных часов это понятие используется для определения условного психологического возраста взрослого человека.

В 1890 году до 80 лет в развитых экономических странах доживало 14% женщин, в 1950 50%.