Проблема построения и периодизации.
Впервые полный жизненный путь человека был показан в исследованиях Шарлота Бюлер. Выделела 5 фаз жизненного пути:
От рождения до 16-20 лет;
От 16 -20 до 25-30 лет – самоопределение, выбор спутника жизни;
От 25-30 до 45-50 – фаза достижения зрелости, главная задача самореализация в рамках найденного жизненного призвания, воспитание детей;
45-50 до 65-70 - фаза стареющего человека, фаза душевного кризиса, он связан с тем, что у человека исчезают жизненные цели, он утрачивает жизненное призвание;
65-70 и далее – фаза старого человека. человек на этой стадии влочит бесцельное существование, у него нет социальных связей, он обращен в прошлое, живет воспоминаниями и пассивно ожидает смерти.
Эта периодизация была предложена в начале 20 века. Эта периодизация устарела.
Эриксон опубликовал свою периодизацию в 1963 году.
В зарубежной психологии наибольшее распрастронение получила периодизация Э.Эриксона, но к 90 годам ряд американских ученных решили провести новое исследование в рамках идеи Эриксона, главную роль в этих исследованиях играл Д.Левинсон. В 1990 году публикуют результаты исследования, говорит что Эриксон в большинстве был прав, но нужно кое что уточнить, меняет границы.
В жизненном пути взрослых Левинсон выделяет 3 периода ( 3 главные эры), каждая продолжитльностью около 20 лет, в течении каждой эры по Левинсону человек выстраивает структуру жизни, которая образуют основу образа жизни и служит связующим звеном между личностью обществом. Эта структура жизни характеризуется прежде всего отношениями человека с внешним миром. Это могут быть отношения с отдельными людьми, группами людей. В определенные моменты развития человек начинает испытывать сомнения в том, что выстраиваемая им структура жизни является правильной, она перестает приносить ему удовольствие, радость она теряет для него смысл жизни и он начинает уходить от этой структуры жизни, она разрушается, но на ее месте начинается строится новая система жизни, которая соответствует новым потребностям и стремлениям развивающейся личности. Эти моменты считаются переходными периодами.
Эра предвзрослости: с рождения до 22 лет;
Эра ранней взрослости: от 17 до 45 лет – эта эра включает в себя следующие периоды: 1) переход к ранней взрослости от 17 до 22 лет – сопровождается кризисом определения жизненных целей; 2) период вхождения в раннею взрослоть 22 -28; 3) переход 30 –ти летия 28-33 года; 4) кульминационный период ранней взрослости 33- 40 лет;
Эра средней взрослости: от 40 до 65 лет. Включает в себя следующие периоды: 1) переход к средней взрослости 40-45 лет – кризис среднего возраста или середины жизни; 2) начальный период средней взрослости 45-50 лет; 3) переход в 50 –ти летие 50-55 лет; 4) кульминационный период средней взрослости 55-6о лет;
Эра поздней взрослости: 60 лет и до …..: 1) переход к поздней взрослости.
В настоящее время в зарубежной психологии эта периодизация является актульаной.
В отечественной психологии впервые взрослость была представлена в работаъ Б.Г. Ананьева. Он считал, что с 20 лет начинается цикл взрослости, который затем переходит к циклу старости.
Выделял:
Рання взрослость 20-25 лет
Средняя 25-40 лет
Поздняя 40 -55
Предпенсионный возраст 55- 60 лет.
Изучалось психофизиологические функции человека: ощущения.
Большинство Российских авторов в своих работах указывают, что
период –молодость от 20 -30лет;
ранняя зрелость 30-40
зрелость 40-55 лет
поздняя зрелость 55-65-70 лет
пожилой и старческий возраст
анализ представленных периодизаций зависят от социально-экономических условий жизни, уровень развития общества, образования, культуры.
Периодизация взрослых сильно зависит от 1)социо-экономического статуса человека: уровень образования, профессия, место работы, место жительства, этническая принадлежность. 2) особенности культурно- исторического периода: период войн, экономического процветания.
Психология установила следующую закономерность, что границы взрослости определяются социальным статусом: чем он выше, тем больше вероятность, что человек в более поздние сроки переходит от одной стадии взрослости к следующей. Связи с этим в психологии развития вводится понятие возрастных часов это понятие используется для определения условного психологического возраста взрослого человека.
В 1890 году до 80 лет в развитых экономических странах доживало 14% женщин, в 1950 50%.
- Развитие речи
- Развитие личности в дошкольном возрасте?
- Кризис 6-7 лет.
- Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
- Учебная деятельность как ведущая в мшв.
- Адаптация к школе
- Речь самостоятельно.
- Анатомо физиологические особенности в пюв.
- Когнитивное развитие в пюв.
- Развитие личности в подростковом возрасте.
- Развитие самосознания.
- Эмоциональные особенности подростка.
- Кризис подростково- юношеского возраста.
- Кризис 14-15-16 лет кризис идентичности.
- Развитие личности в юв (юношеский возраст).
- Тема: Взрослость и старость
- Проблема построения и периодизации.
- Анатомии – физиологическое развитие в период рв.
- Когнитивное развитие в период ранней взрослости
- Шейо выделял следующие периоды:
- 4) Развитие личности в период ранней взрослости. Кризисы развития в ранней взрослости;
- В этот период человек проходит 2 периода развития:
- 5. Профессиональная адаптация в ранней взрослости;
- Особенности семейных отношений в период рв.
- Средняя взрослость и анатомо – физиологические особенности человека в среднем возрасте 40-45 --60-65.
- Профессиональаня адаптация в св
- Семейные отношения в период св