logo
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ лекции

Кризис подростково- юношеского возраста.

Кризис 11-12 и 14-15 лет.

11-12 подростковый кризис, 14-15 – кризис индентичности.

Начало кризиса обусловлено перестройкой всей системы интересов ребенка: интерес к своей внешности, общение со сверстниками, это приводит к изменению отношения подростка к учебной деятельности, часто вступление в подростковый период характеризуется падением успеваемости в учебной деятельности, а также возрастания частоты конфликтов со взрослыми. На эти годы (11-12) приходятся негативная фаза подростничества. Выготский считал, что подросток в этом возрасте похож на реб 3 лет ( проявляется негативизм). Эта фаза отличается следующими 3 особеностями:

Характерно крайняя вариативность симптомов – у одних детей симптомы одни, у других другие.

Ситуационная зависимость симптомов ( в семьи кризис на лицо, а в школе кризис не заметен)

Не однородность и сложность поведения подростка.

Божович считала, что этот кризис вызван депривацией потребностей в самопроявлении, это связано с запретами, которые подросток накладывает сам на себя, это становится для него источником внутренних конфликтов, отсюда он демонстрирует сложные отношения с окружающими.

Исследования Эльконина и Драгуновой показали, что причины этого кризиса является развивающееся чувство взрослости.