Средняя взрослость и анатомо – физиологические особенности человека в среднем возрасте 40-45 --60-65.
В СВ физическое развитие происходит в фазу плато, т.е. сильных изменений не происходит, однако появляются первые признаки физического спада, которых становится все больше и больше с каждым годом. В СВ нарастает гетерхронность и неравномерность развития. В целом в этот период начинается спад в сенсорных и моторных функциях и в дальнейшем появляется спад в деятельнсоти внутренних органов и систем.
Сенсорные процессы: к 50 годам заметно снижается зрения, связано это с изменением хрусталика, развивается дальнозокрость. Слух – наступает уходщение в восприятии звуков высокой частоты, особенно актуально снижение слуха для мужчин, также в этот период снижается вкусовая, обонятельная и болевая чувствительность, но их снижение не столь выражены как изменения зрения и слуха.
Двигательные функции: ухудшаются, люди в этот период трудно усваивают новые виды движения, координация движений снижается.
Внутренние органы и системы: замедляется функционирование НС, скорость передачи нервного импульса замедляется, особенно после 50 лет. В костной системе происходят значительные изменения, связнао это с изменением гормонального баланса организма. У женщин снижается число женских половых гормонов – отрицательно влияет на способность организма удерживать кальций и поэтому скелет теряет эластичность, гибкость, становится хрупким – это явление носит название остеопороз. Происходят изменения в коже и мышцах. Кожа теряет эластичность, становится сухой в следствии появляются морщины. Мышцы становятся эластичными за счет увеличения жира, люди полнеют в этот период. Происходит изменения в сосудах – просвет сосудов может сужается на 1/3. В следствии этого уменьшается количество крови перекачиваемой сосудами, это приводит к развитию гипертонии. Объем легких уменьшается, быстрое уставание, работоспособности. Самым значим событием в СВ – наступление климактерический период. В последние годы принято считать, что мужчины тоже испытывают этот период. Сказывается на психологическом состоянии человека.48-51 год. Уменьшение выработки эстрогенов и прекращение репродуктивной функции женщины. Менопауза для женщин сопровождается таким событием как приливы жара, особенно по ночам, это вызывает бессонницу. В тяжелых случаях (15 % женщин) добавляются головные боли, в сердце, в суставах. В последнее время менопауза является причиной сердечной (коронарной) недостаточности. Эмоциональные пряовленияя связанные с менопаузой – чувство подавленности, утраты и даже депрессии, в дальнейшем происходит улучшение эмоционального состояния.
У мужчин в районе 50 лет происходит постепенное снижение мужских половых гормонов, поэтому у них снижается сексуальная активность. Может проявляется в нервозности, подавленности. Репродуктивная функция у мужчины не угасает.
Когнитивное развитие в период СВ;
В 50-55 лет характерна фаза стабилизации в уровне интеллектуальных изменений. После 55-60 начинается постепенное снижение интеллектуальных способностей. Снижение результатов по субтестам, которые исследует спосбность к арифметическим способностям и быстроте речи. Снижение этих показателй объясняется замедлениме психофизиологических функций. В структуре интеллекта Дж. Хорн выделяет 2 типа интеллекат:
1) текучей –способности с помощью, которых человек научаетя чему-то новому: скорость и результативность запоминания, оперирование пространственными образами, восприятие новых связей и отношений. Этот вид интеллекта преобладает в молодом возрасте, а затем происходит постепенное снижение уровня функционирования этого интеллекта.
2) кристаллизованный – способность, которая развивается и приобретается по мере получения опыта и операется на имеющейся запас знаний, на осведомленность человека, включает в себя такие процессы как анализ проблем, способность к формулированию суждений, способность к умению делать выводы, устанавливать отношения. Этот вид интеллекта прогрессирует на протяжении более продолжительного периода чем текучий интеллект.
9) развитие личности в период средней взрослости (СВ). Кризис среденго возраста.
1) СВ начинается с кризиса
2) кризис не обязательно происходит в развитии личности, а происходит просто переход от одной стадии к следующей – модель перехода. Согласно этой модели развитие личности взрослого человека характеризуется последовательностью ожидаемых важных событий в жизни личности и это помагает человеку предвидеть эти события и в отношении их строить прогнозы и быть готовым к этим событиям, поэтому у человека наступление этих событий может вызвать неокоторые трудности, но они не обязательно приведут к тому, что человек вступит в фазу кризиса, а он приспособится к этим событиям и успешно преодолеет этот переход. Эта способность получила назвиние антиципаторной социализацц.
Те события с которыми встречается человек в СВ носят тяжелый характер, и они вызывают у него негативные сильные переживания и человек испытывает кризис.
У одного человека симптомы кризиса могут проявится и до 40 лет, а у другого после 50. Есть ряд социальных событий, которые определяют внутренние ощущения СВ:
Уход из семьи детей;
Смерть родителей или тяжелая болезнь;
Человек обнаруживает, что у него меняется внешность;
Изменение физических возможностей;
Собственные болезни;
Люди начинают понимать, что их жизнь имеет конечную границу.
В СВ человек пересматривает ценности и изменить смысл своей жизни и как правило ценности меняются достаточно сильно.
Человек в СВ должен приспособится к тому, чтобы усилить личностный аспект супружеских отношений, принятие физиологических перемен в СВ, приспособление к взаимодействии со стареющими родителями, выбор подходящих способов видения досуга (дети ушли из семьи), приобретение умственной гибкости против умственной ригидности (относится хорошо к новому), в этом возрасте человек должен развивать в себе эмоциональную пластичность против эмоционального обиднения. Признание ценности мудрости против признания ценности физических сил.
В СВ, особенно в кризисе различают путь развития мужчин и женщин:
Мужчины склонны воспринимать начало середины жизни в рамках следующей общей схемы:
Они продолжают ценить как семью, так и работу;
Большинство мужчин к этому времени имеют способы преодоления проблем и справляются с большинством из них, но все таки выделяют 4 типа развития пути мужчин в СВ:
Трансцедентно генеративный тип – не испытывает симптомов кризиса потому, что к этому возрасту он приобрел большой жизненный опыт и он легко справляется с большинством жизненных проблем и СВ для него очередной этап для реализации своих возможностей и достижения поставленных целей;
Тип всевдоразвитого мужчины – он делает вид, что он справляется с проблемами, он показывает, что он все контролирует, все хорошо, но на самом деле он ощущает что его жизнь зашла в тупик, ему все надоело и он не видит ничего интересного в будущем, но говорить он об этом не хочет;
Обездоленный судьбой мужчина – он проявляет симптомы кризиса, он не в состоянии справится с проблемами, которые возникают, но этот кризис возник не только сейчас, а на предшдествующих этапах он также был несчастлив, он был не успешен, он был отвергаем;
Тип мучжины в кризисе середины жизни – вдруг из благополучного становится резко не благополучным, резко впадает в замешательство, начинает испытывать негативные переживание по поводу происходящих событий, но внутренне он готов к преодолению этих событий, но он просто нуждается в чей то поддержке, поэтому некоторые мужчины выходят успешно, а некоторые встают на путь развития обездоленного мужчины.
Женщины в СВ как правило больше определяют себя в рамках семейного цикла нежели с профессиональным. Для женщин очень значимыми являются 2 события:
То что дети оставляют семью;
Найти себя в семье когда дети ушли.
Для женщин характерна более сильная негативная реакция на происходящие физиологические и физические изменения нежели у мужчин. Выраженность симптомов кризиса у женщин гораздо ниже, чем у мужчин.
- Развитие речи
- Развитие личности в дошкольном возрасте?
- Кризис 6-7 лет.
- Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
- Учебная деятельность как ведущая в мшв.
- Адаптация к школе
- Речь самостоятельно.
- Анатомо физиологические особенности в пюв.
- Когнитивное развитие в пюв.
- Развитие личности в подростковом возрасте.
- Развитие самосознания.
- Эмоциональные особенности подростка.
- Кризис подростково- юношеского возраста.
- Кризис 14-15-16 лет кризис идентичности.
- Развитие личности в юв (юношеский возраст).
- Тема: Взрослость и старость
- Проблема построения и периодизации.
- Анатомии – физиологическое развитие в период рв.
- Когнитивное развитие в период ранней взрослости
- Шейо выделял следующие периоды:
- 4) Развитие личности в период ранней взрослости. Кризисы развития в ранней взрослости;
- В этот период человек проходит 2 периода развития:
- 5. Профессиональная адаптация в ранней взрослости;
- Особенности семейных отношений в период рв.
- Средняя взрослость и анатомо – физиологические особенности человека в среднем возрасте 40-45 --60-65.
- Профессиональаня адаптация в св
- Семейные отношения в период св