logo
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ лекции

Развитие личности в дошкольном возрасте?

На протяжении дош возраста происходит быстрое развитие большинства свойст личности и в дош возрасте начинает реально складывается в основных чертах личность реб и формируется достаточно устойчивый тип поведения. В раннем возрасте и младшем дош периоде в общей картине поведения преобладают импульсивные действия, т.е. поведение реб достаточно ситуационно зависимо, он слабо управляет своим поведением, оно сильно эмоционально окрашено, но уже к старшему дош возрасте развивается способность к произвольному управлению своими действиями и поступками.

В развитии личности дош можно выделить 3основных линии:

Развитие эмоциональной саморегуляции; (младший дош)

Развитие нравственной саморегуляции; (сред дош возраст)

Развитие деловых личностных качеств реб и развитие его мотивационной сферы. (старший дош возраст)

Развитие эмоционально саморегуляции характеризуется тем, что его чувства приобретают большую глубину и устойчивость. Увеличение (эмоций) их осмысленности или разумности. Т.о. реб дошкольник начинает радоваться успехам и огорчатся неудачам, это чувсто может быть очень сильным. В свою очередь переживание успеха или неуспеха начинает оказывать влияние на его самооценку, оценка взрослыми поступков дошкольника приводит к тому, что они начинает осмысливать причину такой оценки, развивается рефлексия, также реб может испытывать эмоции связанные с деятельностью, со своими достижениями. На основе самооценки у реб начинает развиваться уровень притязаний его личности. В процессе индивидуального развития у реб формируются представления о том, что результата зависти от прилагаемых усилий и вслед за этим у реб начинает складываться представление о собственных способностях, т.о. развитее эмоциональной сферы дошкольника оказывает самое непосредственное влияние на развитие самооценки реб и в целом на самосознание. Самооценка является – психологическим новообразованием дошкольного возраста.

У дошкольника появляется потребность в эмоциональном благополучии, т.е. потребность в уважении, внимании, в защите. С этой потребностью связано то, что если реб видит что взрослые ведут по отношение к нему глупо не внимательно, мало проводят с ним времени, то у реб формируется чувство неуверенности в себе, появляется страх за свое благополучие, в некоторых случаях у него могут развиваться невротические реакцию. Невротическая триада - у реб возникают1) тики (моргание),2) заикание,3) энурез.

2. линия развития нравственной саморегуляции – новообразование. В дош возрасте происходит усвоение нравственных норм и развитие достаточно устойчивых моральных представлений, это и обеспечивает нравственную саморегуляцию. Основную роль в усвоение моральных представлений реб играют реб, а также сверстники, но особую роль среди взрослых занимают родители. Под влияние взрослых у дошкольника возникают зачатки чувства долга и первые моральные потребности, у реб появляется потребность вести себя в соответствии с социальными нормами и тем самым они удовлетворяют свои притязания на признание, одобрение со стороны взрослых. Развивается чувство ответственности за свои поступки. Для старших дошкольников часто свойственно явление альтруизма – желание совершать безвозмездные поступки. У старшего дошкольника особый интерес вызывает усвоение норма, которые регулируют отношения между людьми, т.о. в процессе усвоения нравственных норм поведение реб дошкольника становится устойчивым, оно теряет ситуативный характер, у большинства детей к концу этого периода складывается собственная нравственная позиция и у реб начинает развиваться нравственное самосознание.

3) линия развития деловых качеств личности. У реб довольно рано появляется такое качество, как стремление к признанию, одобрению со стороны взрослых, из этого качества в дальнейшем появляется потребность или мотивация в достижении успехов развивается целеустремленность, чувство уверенности в себе, самостоятельность. У младшего дошкольника появляется способность различать задачи по степени их сложности, если реб выполнив задачу его одобряют он оценивает ее как легкую. Т.о. оценка взрослых достижений реб непосредственно оказывают влияние на его представление о собственных возможностях, если он оценивает себя как способного к чему-либо то у него будет развиваться мотивация к достижению успеха, если его оценивают отрицательно, то у реб начинает развиваться мотивация избегания неудач.

Центральным событием в развитии личности дошкольника является то, что у реб к 6 летнему возрасту возникает со-подчинение мотивов или иерархия мотивов это качество является центральным новообразованием дошкольного возраста. Оно означает, что реб научился действовать исходя из более высоких, нравственно значимых мотивов, подчиняя им свои действия и сопротивляясь сиюминутным желанием противоречащим основным мотивам поведения.

Новообразование есть результат непосредственных желаний реб с прямым или косвенным действовать по заданному образцу. Произвольность поведения реб дается достаточно трудно и возможен этот контроль только после 5 лет, а к 6-7 появляется собственный контроль. Феномен горькой конфеты – если реб пытаясь соответствовать ожиданиям взрослых нарушая какое-либо требование и скрывает свой поступок, потому что он боится получить не одобрение, то у него чувства вины отказывается от одобрения, но когда взрослые оценивают его положительно за этот поступок, то он открывается. С иерархией мотив связана такая особенность дошкольника как капризность. Мотивационную сферу дошкольников характеризуют такие мотивы как: игровые мотивы; мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношения со взрослыми и детьми; мотивы связанные с интересом к продуктивным видам деятельности (изобразительные); мотивы познавательные (возраст почемучек); мотивы соревновательные; мотивы самоутверждения (через достижения каких то видов деятельности); нравственные мотивы; общественные мотивы;. Достижение моральной и нравственой реглуяции, а также мотивов обесмечивается волей ребнка – волевой акт новообразовние дошкольного возраста. Волевые действия проявляются не только в регульции личностых свойств и поведения, но и в организации произвольности познавательных процессов. В развитии воли дошкольника можно выделить 3 периода:

В младшем дош возрасте поведение реб складывается почти целиком из импульсивных поступков, а волевая регуляция проявляется лишь в незначительном количестве ситуации, время от времени;

В среднем дош возрасте реб становится способным к сравнительно длинным волевым актам;

В страшем дош возрасте реб станвовится способным к длинным волевым усилиям.

1) Установлено, что волевая регуляция становится более сильной в том случае, если реб имеет представление о цели и смысле выполняемой деятельности;

2) волевое усилие становится сильнее, если реб проговаривает в слух;

В дош возрасте продолжается развитие характера реб, в этом возрасте особое место занимает развитие коммуникативных черт характера. Благодаря развитию воображения у реб возникает впервые осознание себя во времени, у него оформляется индивидуальное прошлое, индивидуальное будущее. Осознание себя во времени имеет и другую стороны, в том, что он начинает интересоваться началом и концом собственной жизни, с этим вопросом возможно появление страха связанного с концом жизни. Эти страхи могут регулировать самим реб, дети любят страшные истории, у реб могут появляться ритуалы (обереговые).в дошкольном возрсте продолжается развиваться самосознание, в дош возрасте в рамках развития самосознания появляется новый компонет сознания – психосексуальная идентичность –новообразование. К концу дошо возрастра у реб складывается определенная схема образа Я, (Я-концепция), компоненты – осознание родовой принадлежности (у него есть фамилия), осознание нравственных качеств, представление своих интересов, представление о самооценки, сексуальной идентичности. В конце дош возраста появляется кризис 6-7 лет.