logo
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ лекции

Речь самостоятельно.

Тема: подростково юношеский возраст:

С.с.р. и ведущая деятельность;

Анатомо-физиологические особенности подростково-юношевского возраста и их влияние на развитие личности;

Когнитивное развитие в подростково-юношеском возрсте;

Развитие личности в подростков возрасте;

Психо – сексуальное развитие подростков и малышей;

Кризисы подростково-юношеского возраста;

С.с.р и ведущая деятельность в юношеском возрасет;

Развитие личности в юношеском возрасте;

Развитие общения со сверстниками и взрослыми в ПЮВ;

Девиантное поведение в ПЮВ;

Подростковый возраст с 10-11 до 14-15 лет. В конце МШВ в связи с началом полового созревания происходит изменение в ССР ребенка. Роль учителя постепенно отодвигается на второстепенный план это связано с тем, что физическое развитие реб и его прогрессирующие психическое развитие приводят к изменению внутренней позиции, позиция школьника для него становится не значимой, она начинает расшатываться и в конце МШВ вовсе перестает определять его психическую жизнь и его поведение. У реб. Связи с накоплением жизненного опыта, прогресса в умственном и личностном развитии формируются новые более широкие интересы, возникают новые увлечения и появляется стремление занять иную более взрослую позицию. Для того чтобы реб могут осуществить свои новые потребности он нуждается в новых условиях для их реализации, ему необходима новая ССР, которая позволила бы ему быть более взрослым. ССР должна быть по мнению подростка взрослые будут считать его за взрослого, но его потребность не реализуется в полной мере. Это противоречие приводит к новому типу отношений со сверстниками, стараются быть взрослыми в сообществе сверстников, именно эта особенность и есть особенность ССР подростка (отношения со сверстниками по типу взрослых). Появляется новая потребность – получить признание со стороны сверстников, т.о. начинают возникать малые группы сверстников для того чтобы реализовать свою потребнотсь, потребность в общении и признание со стороны сверстников. Отношения которые возникаю между сверстниками впервые становятся референтными (значимыми), а группы сверстников получают название референтных групп. При этом у каждого подростка складывается своя референтная группа и в этом периоде можно заметить, что дети когда то раньше общались между собой они могут перестать нуждаться в друг друге, вместо этого возникаю новые отношения с другими детьми. Уровень интеллектуального и социального развития определяет референтную группу, особенности мировоззрения. Находясь в новой ССР реб реализуют эти отношения в деятельности общения и оно становится ведущий деятельности и формируется новый вид общения –интимно –личностное общение со сверстником, предметом этого общения становится внутренний мир подростка. В этот период учебная отступает на второй план, хотя она остается основным видом деятельности подростка. Божович говорила, что центр жизни подростка переносится из учебной деятельности в деятельности общения « главное происходит на переманах». По новому начинает складываться система отношений со взрослыми, прежде всего учитель, то место которое он раньше занимал в оценке реб, он уступает сверстнику. Авторитет тоже уступает место мнению сверстников и это приводит к тому, что отношения со взрослыми становятся конфликтными. У подростка в среде сверстников складываются и реализуются новые потребности 3с:

Самопознание;

Самовыражение;

Самоутверждение;

Для подростка значимым становятся проблема личностного самосовершенствования.

С самого начала подросткового возраста подросток стремится быть похожим на взрослых – особенность ССР, поэтому у него очень сильно выражен процесс подражания, и этот процесс является одним из ведущих в личностном развитии подростка. Подражание начинается с внешнего атрибута взрослости. В последствии подражание переходит от внешнего к внутреннему (личностного свойства взрослого человека). по мере развития в подростковом возрасте у подростков появляется появляется комплексное новообразование, которое становится центральным – чувство взрослости. Его показателями являются:

Возникновение у подростка требования, чтобы к нему относились как взрослому, чтобы с его мнением считались, он хочет занять новую роль в семье – роль взрослого;

Стремленик к самостоятельности – желание оградить некоторые сферы своей жизни от родителей, т.е. у него пояляются некие тайны;

Наличие собственных взглядов.

Появление чувства взрослости часто носит революционный характер, появление чувства взрослости является неожиданностью для родителей, необходимо некоторое количество времени, чтобы они перестроили свою систему отношений к подростку. Чтобы в отношении с родителями не возникают трудности, родители должны принять новое в ребенке, они должны принять его суждения и тд. Родителям необходимо прислушиваться чего хочет подросток. В то же время родители должны продолжать не навящево контролировать подростка, потому что подросток еще не зрелая личность. В подростковом возрасте также происходит развитие социального сознания, которое интериоризируясь становится самосознанием.