logo
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ лекции

Когнитивное развитие в пюв.

В начале подросткового возраста можно говорить о высоком уровне развития позновательных процессов, происходит это в том случае если в МШВ реб был вовлечен в эффективно организованную учебную деятельность.

Восприятие: становится хорошо управляемым и происходите его интеллектуализация, которая состоит в том, что подросток становится способным к сложному анализу и синтезу воспринимаемых объектов. В процессе восприятия большое место начинает занимать мыслительные приемы, логические рассуждения и операции. Подросток может мысленно ставить цель восприятия. Интеллектуализация восприятия становится необходимым условием для успешного овладения такими предметами как геометрия, черчение, проявляется это в том, что подростки осваивают графические схемы и способны создавать графические образы воспринимаемых объектов, эта способность связана с умением видеть предмет и передать его основные свойства в графическом образе, поэтому подростки становятся способными не только создовать, но и читать планы, схемы, географические карты. Подросток связи с усвоением графических схем может испытывать чувство эстетического удовольствия разглядывая изображения, у некоторых проявляется потребность передавать в изображениях. Подростки становятся сензитивны к воздействию музыки, они в музыке начинают выделять ее ритм, им начинает достовлять удоволиствие танцы. Воспринимая ритм и двигаясь в ритм музыки подросток начинает выражать определенные чувства и переживаиния, музыка становится для подростков и юношей регулятором построения поведения.

Исследования Теплова показали, что подросток способен к восприятию музыка т.к. у него развиваются музыкальные способности: ладовые чувства, слуховое представление сопровождающее музыку, музыкальное ритмическое чувство.

Внимание: подросток управляет вниманием по своей воле, становится хорошо управляемым контролируемым процессом, становится произвольным. Существенно увеличивается объем внимания, развивается способность к распределению внимания и особенностью этого возраста является то что появлятся т.н. постпроизвольное внимание.

Внимание подростка также отличается специфической изберательностью.

Память: также произвольна, способность к запомнанию до 13 лет постепенно возрастает, а с 13 до16 лет наблюдается более быстрый рост к способности запоминания, связано с тем, что память перестраиваится от механического запоминания к смысловому, логическому, а это в свою очередь оказывает влияние на содержание материала.

Мышление: становится все более теоретическим, специфика рассуждать от общего к частному. Содержание теоретического мышления является высказыванием.

С 12 лет развивается формальное мышление, поэтому подросток может действовать в логике рассуждения не связывая себя с конкретной информацией. Подросток начинает ориентироваться на потенциально возможные, а не только обязательно очевидные, поэтому он может вообразить все, что может произойти. Он может строить гипотезы требующие проверки и доказательства, при решении задач он становится способным подвергать переменные комбинаторному анализу, что позволяет составлять ему максимально большой перечень вариантов решения задачи. На сколько хорошо подросток овладел на уровень теоретического мышления определяет его возможности в усвоении учебного материала, в тоже время ряд подростков остается на урвовне конкретно – операционального мышления. Поэтому изучение таких дисциплин как история, литература, алгебра, геометрия для них становятся очень сложными.

Важнейшим показаетелем развития теоретического мышления является появление такого вопроса как почему?, потому что их мышление становится критичным.

Развивающаяся способность к обобщению, которые стоят за частными фактами, но эта особенность иногда гипертрофированна могут стать широтой космического масштаба. Это особенность связна с отсутствием четких знаний.

Интеллектуальный делинтатизмом – подросток понимает, что знает все.

С интелектуланым делинтатизмом связано стремление преувеличивать свою спобность и интелектуализировать свою речь.

Воображение: превращается в самостоятельную внутреннею деятельность. Воображение тесно соеденяется с мышлением, восприятие и это помогает проигрывать мыслительные задачи в плане представлений, позволяет легко оперировать значениями и смыслами языка.

Воображение играет большую роль в развитии некоторых личностных особенносте, в частности развитие такого образования как самосознания, благодаря воображению он может переносить себя в различные ситуации.

Развитие воображения проявляется так же в том, что появляется потребность в творческой самореализации.

Речь: подростки овладевает сложными синтаксическими конструкциями языка, они активно используют сложные предложения для выражения своих мыслей. Это создает предпосылки для правильного речевого оформления выявленных закономерностей и связей между предметами и явлениями. Овладевают образной речью, становится легко использовать метарфорические выражения, начинает понимать анекдоты, т.к. понимают их взрослые.