logo search
Березин, Мирошников, Рожанец - Методика многостороннего исследования личности

Основы интерпретации

Сведения о значении различных типов профиля, которые приводятся в этом разделе, не исчерпывают всего многообразия возможных вариантов, однако ими можно руководствоваться при работе с методикой мно­гостороннего исследования личности. Систематизирован­ное изложение этих сведений особенно полезно иссле­дователям, начинающим работать с описываемой мето­дикой, поскольку позволяет быстрее приобрести необхо­димый опыт интерпретации.

Основные правила оценки профиля, нарушение кото­рых наиболее часто .приводит к ошибочной интерпрета­ции, могут быть сформулированы следующим образом.

  1. Профиль должен оцениваться как единое целое, а не как совокупность независимых шкал. Результаты, полученные по одной из шкал, не могут оцениваться изолированно от результатов по другим шкалам.

  2. При оценке профиля наибольшее значение имеет отношение уровня профиля на каждой шкале к средне­му уровню профиля и особенно по отношению к сосед­ним шкалам (пики профиля). Абсолютное значение Т-нормы по той или иной шкале менее существенно.

  3. Профиль характеризует особенности личности .и актуальное психическое состояние испытуемого. В кли­нической практике он отражает особенности психопато­логического синдрома, а не нозологическую принадлеж­ность заболевания. Поэтому профиль не может оцени­ваться как «диагностическая этикетка».

  4. Полученные результаты не могут рассматриваться как незыблемые, поскольку связь профиля с актуальным психическим состоянием обусловливает его динамику при изменениях этого состояния.

  5. Интерпретация индивидуальных профилей требу­ет учета всей совокупности данных, которые не могут быть заранее предусмотрены в связи с уже отмеченным многообразием индивидуальных вариантов. Поэтому дан­ные литературы, содержащие описание типичных профи­лей, могут быть использованы только для освоения- ос­новных положений интерпретации, а не в качестве го­товых прописей.

Попытка использовать набор готовых рецептов мо­жет привести к существенным ошибкам в оценке резуль­татов исследования. Например, однотипный профиль, полученный при исследовании практически здорового человека и стационированного больного с выраженной клинической симптоматикой, будет иметь различное зна­чение.

Эти предварительные замечания необходимо иметь в виду при любых исследованиях, проводимых с помощью методики многостороннего исследования личности. По­скольку типы профиля определяются соотношением уровня его на различных шкалах, ниже рассматрива­ются значения изолированных подъемов профиля на каждой из шкал и их сочетаний.