logo
Березин, Мирошников, Рожанец - Методика многостороннего исследования личности

Применение методики многостороннего исследования личности для психогигиенических исследований Общие сведения

Исходя из представления о социальной обусловленности психики человека, психическое здоровье можно рассматривать как оптимальную адаптацию к усло- виям социальной среды. При этом адаптация человека не ограничивается пассивным (аутопластическим) приспособлением к среде, а предполагает воздействие на нее в ходе специфически человеческой деятельности. Эффективность адаптации зависит от соответствия формирующихся при индивидуальном развитии адаптивных механизмов меняющимся условиям среды. Разнообразие ситуаций, способных нарушить это соответствие, а следовательно, и психическое здоровье, чрезвычайно велико, так же как и разновидностей последствий такого нарушения, т. е. собственно психических расстройств.

Однако в практических целях распознавания и предупреждения факторов, небла-гоприятно влияющих на психическое здоровье, и лечения уже наступивших расст- ройств как первые, так и последние приходится тем или иным образом группировать. Важно помнить об условности и искусственности таких классификаций, в которых объединяются лишь совокупности типичных явлений. Выбор же типичного зависит от индивидуальных конкретных задач.

В самых общих чертах недостаточность адаптации может иметь причиной неадек-ватное формирование личности на ранних этапах ее развития в семейной и вне-семейной среде. Следствием этого бывает более или менее избирательная незрелость в установках и социальных ролях. Врожденные или приобретенные существенные особенности центральной нервной системы— биологического субстрата психики — обусловливают изменения каких-либо аспектов аффективного реагирования, влече-ний, вегетативного и психомоторного тонуса, интеллекта и т. д., последствия кото-рых, однако, имеют не изолированное значение, а тем или иным образом вовлечены в процесс социализации личности или соответственно ее десоциализации. В некоторых случаях ситуация складывается настолько неблагоприятно,что даже удовлетвори-тельно развитых адаптивных способностей личности оказывается недостаточно и психическое здоровье нарушается. Впрочем такие случаи вне каких-либо катастроф встречаются относительно редко.

Нарушения психического здоровья принято описывать в рамках следующих основных форм: ограниченные во времени расстройства, характеризующиеся в ос- новном интрапсихическими конфликтами с сохранением сознания своей болезни — неврозы, устойчивая, сохраняющаяся на протяжении всей жизни тенденция к не- целесообразному поведению, проявляющаяся в основном эксплицитно, особенно в межличностных конфликтах -психопатии; психические расстройства, при которых больной теряет контакт с реальностью, искаженно воспринимает действительность, а поступки его становятся непонятными окружающим — психозы.

Методика, применяемая в психогигиенических обследованиях, должна давать возможность первичного выделения этих групп для последующего клинического ис- следования.

Однако задача психогигиенического исследования этим не ограничивается. «Ошибочным и методологически несостоятельным является уже сам факт принци-пиального противопоставления „нормы" и „патологии"... любое психопатологическое проявление следует рассматривать... как „крайние варианты эволюции"» (Г. К. Уша- ков, 1972). Поэтому методика, применяемая для психогигиенических исследований, должна давать возможность выделения личностей, эволюция которых может приводить к этим «крайним вариантам».

Возможности методики многостороннего исследования личности рассматриваются ниже на материале психогигиенических исследований в вузе, поскольку если сравнивать значение изучения психического здоровья различных крупных групп населения, то можно предположить, что в. отношении студенчества проблема эта наиболее актуальна. Переход от детской зависимости к статусу взрослого со всеми его правами и обязанностями, необходимость прогноза соответствия собственных способностей и склонностей выбираемому направлению деятельности, большие и непривычно организованные учебные нагрузки предъявляют субъекту новые для него требования. Затем уже в процессе обучения нередко следует констатация того, что и характер учебного материала, и сам род будущей деятельности не отвечает прежним представлениям о них. В связи с этим меняются установки в отношении выбранной специальности. Повышенные требования к адаптивным возможностям личности студента влекут за собой относительную частоту нарушений психического здоровья. Этот факт неоднократно подтверждался исследованиями отечественных и зарубежных авторов, в том числе исследованиями, выполненными с применением оригинального варианта теста MMPI (В. А. Гиляровский с соавторами, 1926; Т. М. Городкова с соавторами, 1969; Weiss е. а.,1965; Smith е. а., 1966; Gundle, 1967; Gerard, 1968; Rust,1968; Reifler, Liptzin, 1969; Universal, 1969, и др.).

Heкоторые студенты поступают в вуз после длительного перерыва в учебе, что вместе с разницей в возрасте обусловливает дополнительные трудности адаптации.

Рассматривая нарушение адаптации студента к процессу обучения в вузе, И. Темков (1973) выделяет три его типа. Первый бывает следствием несоответствующе- го структуре личности выбора специальности в результате: а) незнания характера и содержания изучаемого предмета, б) сверхопеки со стороны родителей, не учи- тывающих желаний студента, и в) случайного выбора, обусловленного отсутствием других возможностей для получения высшего образования. Психические расстрой- ства (тревожно-ипохондрический синдром, психовегетативные явления, психосо-матические заболевания и депрессивный невроз), характерные для этого вида нару- шения адаптации, возникают обычно на первом курсе. Второй вариант нарушения адаптации 'бывает следствием нецелесообразного подхо-да к изучаемому материалу, главным образом за счет привычки работать под посто- янным руководством и контролем. Патологические реакции преимущественно неврастенического типа отмечаются у этих студентов обычно после первых неудач на экзаменах, чаще на втором курсе. Третий тип нарушения адаптации наблюдается при несоответствии интеллектуальных возможностей личности объему и содержанию учебного материала. У этих студентов, особенно при выраженном честолюбии или чувстве ответственности, возникают психические расстройства чаще невротичес- кого характера.

Изучение зависимости между психическим здоровьем студенческой популяции и особенностями адаптации к условиям обучения в вузе проводилось путем сопо- ставления данных, полученных с помощью методики многостороннего исследования личности, клинического исследования и успешности адаптации студента в вузе.

Методика многостороннего исследования личности и группы психического здоровья

По состоянию психического здоровья вся студенческая популяция была разделена нами на следующие группы:

1. Группа практически здоровых (неакцентированных). У лиц, вошедших в эту группу, не выявлялись нарушения психического здоровья, а также какие-либо черты личности, предрасполагающие к таким нарушениям.

Профиль методики многостороннего исследования личности у этих лиц ни на одной шкале не превышал 65 Т-баллов. Исключение составили 0,6% обследованных, у которых профиль выходил за 70 Т-баллов, несмотря на отсутствие признаков -психопатологических нарушений и акцентированных личностных черт.

2. Группа акцентированных личностей. В данном случае использован термин, предложенный Leonhard для обозначения здоровых лиц, имеющих определенные выра-женные личностные черты, в значительной мере определяющие их поведение. Эти особенности при наличии благоприятных условий среды создают предпосылки для общественно-ценного развития личности, которое может рассматриваться как своего рода одаренность. Однако подобная заостренность личностных черт в иных условиях способна снизить адаптивные возможности личности, быть почвой внутри и- межличностных конфликтов, природа которых зависит от типа акцента, причем связанная с адаптивной недостаточностью декомпенсация протекает также относительно типично, давая таким образам возможность предсказывать форму психического нарушения.

У лиц, вошедших в эту группу, отмечались пики профиля(высота которых составляла 65—70 Т-баллов), на шкалах определяющие характер «акцента». У 3 студентов, вошедших в эту группу (0,37% обследованных), пики профиля превышали 70 Т-баллов. Рассматриваемые ниже группы акцентированных личностей в основном соответ- ствуют классификации Леонгарда.