Шестая шкала. Ригидность аффекта
Фрустрация и возникающая в связи с ней тревога переживаются индивидуумом как импульс, побуждающий к той или иной форме поведения, позволяющей прямо или косвенно удовлетворить блокированную потребность. Этот импульс, если тревога связывается с конкретной причиной, лежит в основе эмоции. Таким образом, «эмоция выступает, как привод от потребности индивидуума к соответствующей форме поведения» (Н. И. Гращенков и др., 1966). После того как форма поведения, выражающая эмоцию, реализуется, эмоция угасает. Однако в условиях организованного общества интериоризирозанные конвенцальные нормы делают невозможным осуществление ряда форм поведения, противоречащих этим нормам. В этих случаях неотреагированная эмоция обычно угасает с течением времени. Если такое угасание происходит у испытуемого значительно медленнее, чем у большинства индивидуумов, и не-отреагированный аффект немедленно возникает вновь при одной мысли о вызвавшей его ситуации, несмотря на отсутствие ситуации, подкрепляющей переживание, то в профиле методики многостороннего исследования личности это обычно отражается пиком профиля на шестой шкале.
В группу, по которой валидизировалась шестая шкала, вошли больные с систематизированным бредом преследования, физического и психического воздействия, болезни.
Усредненный профиль характеризовался наиболее выраженным повышением на шестой шкале и несколько менее выраженным повышением на восьмой (рис. 5). Если синдром того же круга характеризовался только генерализованной или ограниченной какой-либо областью паранойяльной установкой, идеями отношения или сверхценными образованиями, основанными На особой интерпретации больными своей жизненной ситуации, то пик профиля на шестой шкале в большей степени определяет его форму в связи со значительно менее выраженным пиком на восьмой шкале (рис. 6).
Шкала состоит из 40 утверждений, выявляющих сочетание сензитивности и обидчивости с жалобами на недостатки окружающих, их враждебные действия, утверждение моральных устоев, отрицание подозрительности и склонность к идеаторной разработке ситуации. Таковы, например, утверждения: «Вы обидчивее, чем большинство других людей», «У Вас есть недоброжелатели, которые стремятся причинять Вам неприятности» (типичный ответ—«верно»); «Вы считаете, что почти каждый может солгать, чтобы -избежать неприятностей» (типичный ответ —«неверно»).
Поскольку альтруистические побуждения обычно могут .быть адекватно отреагированы (Leonhard, 1968), ригидность аффекта у лиц, профиль которых характеризуется пиком на шестой шкале, связана главным образом с эгоистическими побуждениями.
Подобного рода ригидный аффект сопровождается интенсивной разработкой концепции, которая призвана объяснить его возникновение и в то же время сохранить приемлемое для индивидуума представление о собственной личности.
Эта вторичная идеаторная разработка создает впечатление независимой позиции, верности собственным установкам и внутренним критериям. Однако в действительности поступки определяются внешним воздействием, так как они являются ответом на действия окружающих, воспринимаемые аффективно, как ущемляющие личность испытуемого, и уже на этой основе осу ществляется,построение ригидных, трудно корригируемых или некорригируемых установок и концепций. В этой связи личности описываемого типа могут обнаруживать ошибочные восприятия или неправильную интерпретацию ситуации, хотя их рассуждения внутренне непротиворечивы, представляются логичными и могут опираться на реальные факты.
Как отмечает Leonhard, ригидный аффект, связанный с эгоистическими побуждениями, в сочетании с подобного рода идеаторной переработкой приводит к возникновению «застревающей» враждебности, обусловливающей злопамятность. С ригидностью аффекта связано также длительное переживание собственных успехов, причем это переживание включает гордость своей ценностью, повышенное себялюбие и недовольство отсутствием или недостаточностью признания со стороны окружающих. Лица такого типа озабочены своим престижем f и отличаются повышенной чувствительностью по отношению к действительным или мнимым несправедливостям.
Автор отмечает также, что декомпенсация состояния у личностей такого типа часто связана с «раскачиванием», когда типичная для них ситуация борьбы приводит к частичному успеху, вновь уничтожаемому усиливающимся противодействием. В такого рода ситуациях неуспевающий угаснуть ригидный аффект постоянно подкрепляется новыми переживаниями.
При развитии в этом направлении достижение цели связывается с переживанием чрезвычайно интенсивных положительных эмоций. Цель приобретает характер сверхценности. При дальнейшем углублении такого развития сверхценные образования могут уступать место паранояльным.
Сочетание такого рода сензитивности с тенденцией к самоутверждению порождает подозрительность, критическое, враждебное или презрительное отношение к окружающим, упрямство, а нередко и агрессивность. Лица этого типа честолюбивы и руководствуются твердым намерением быть лучше и умнее других, а в групповой деятельности стремятся к лидерству.
В отличие от демонстративных личностей, профиль которых определяется пиком на третьей шкале, личности рассматриваемого типа неспособны к вытеснению отрицательных сигналов и для удовлетворения честолюбия нуждаются в реальных достижениях, подтверждающих их престиж и значимость.
Стремление к подобным достижениям может обусловливать высокую мотивированность и большую продуктивность в областях, где уровень достижений зависит от интенсивности мотивации субъекта.
Уже умеренное повышение профиля на шестой шкале обычно указывает на аффективную ригидность, склонность к подозрительности, тенденцию к обдумыванию действий окружающих, представляющихся некомпетентными или недобросовестными. Эти качества могут обусловливать злопамятность и легкое возникновение враждебных реакций. Экстрапунитивность такой личности может выявляться более или менее открыто или выражаться в организации событий, которая ухудшает положение окружающих.
В патологических случаях почти всегда имеются сверхценные идеи или бредовые концепции. Даже при отсутствии сформировавшихся бредовых концепций лица с пиком профиля на шестой шкале трудно корригируемы, склонны с недоверием относиться к терапевтическим мероприятиям и стремятся рационалистически обосновать свое недоверие.
Для дифференциации между аффективной ригидностью как личностной чертой и собственно бредом может быть использовано, помимо выраженности пика, содержание утверждений, совокупность которых образовывает сумму первичного результата по этой шкале.
Наличие пика профиля на шестой шкале имеет большее диагностическое значение, чем его отсутствие, поскольку в ряде случаев лица с аффективной ригидностью и даже с явными психотическими состояниями, протекающими с бредом, могут давать низкий уровень профиля на шестой шкале.
Низкие баллы по шестой шкале могут быть связаны с недоверчивостью и осторожностью испытуемых, опасающихся, что их откровенность может иметь неприятные последствия. В таких случаях низкий уровень профиля на шестой шкале может отражать те же особенности личности, что пик профиля на этой шкале.
Оценка профиля в этих случаях затрудняется тем обстоятельством, что низкие баллы по шестой шкале могут отмечаться также у лиц с чрезвычайно гибким мышлением-, легко меняющих концепцию, готовых в любой момент отказаться от своей точки зрения. Дифференцировать эти типы личностей в известной степени позволяет картина профиля на оценочных шкалах: сочетание низкого уровня профиля на шестой шкале с выраженными повышениями его на шкалах L и К или только на последней характерна для аффективно-ригидных личностей, избегающих откровенных высказываний о себе.
Несмотря на указанные трудности интерпретации, шестая шкала дает исследователю ценный материал, который часто трудно получить другим путем.
- Оглавление
- Введение
- Об анкетных методах исследования личности
- Тест mmpi общие сведения
- Выбор утверждений
- Стандартизация и валидизация
- Основные шкалы теста
- Оценочные шкалы теста
- Измерение результата
- Методика многостороннего исследования личности проблемы адаптации теста
- Модификация и рестандартизация
- Стандартизация методики многостороннего исследования личности
- Процедура стандартизации
- Методика проведения исследования
- Основы интерпретации
- Оценочные шкалы
- Шкала l
- Шкала f
- Шкала к
- Клинические шкалы
- Шкалы невротической триады
- Вторая шкала. Тревога и депрессивные тенденции
- Первая шкала. Соматизация тревоги
- Третья шкала. Вытеснение факторов, вызывающих тревогу
- Сочетания с ранее рассмотренными шкалами.
- Четвертая шкала. Реализация эмоциональной напряженности в непосредственном поведении
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Пятая шкала. Выраженность мужских и женских черт характера
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Шестая шкала. Ригидность аффекта
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Седьмая шкала. Фиксация тревоги и ограничительное поведение
- Сочетания с ранее рассмотренными шкалами.
- Восьмая шкала. Аутизация
- Девятая шкала. Отрицание тревоги, гипоманиакальные тенденции
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Нулевая шкала. Социальные контакты
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Использование методики многостороннего исследования личности для изучения психофизиологических соотношений
- Психовегетативные соотношения при транзиторной гипертонии
- Психосоматические отношения при нарушениях сна
- Психофизиологические соотношения при различных уровнях поражения лимбико-гипоталамо-ретикулярного комплекса
- Применение методики многостороннего исследования личности для психогигиенических исследований Общие сведения
- Сверхточные личности.
- Ригидные личности.
- Демонстративные личности.
- Циклотимические личности.
- Аутичные личности.
- Неуправляемые личности.
- Группы больных неврозами, психопатиями и психозами.
- Особенности личности и адаптации студента
- Особенности личности и успешность деятельности
- Особенности личности и успешность деятельности студентов
- Особенности личности и успешность профессиональной деятельности (на примере исследований специалистов водного транспорта)
- Особенности личности и мотивация достижения
- Заключение