Процедура стандартизации
Стандартизация методики многостороннего исследования личности была проведена методом стратифицированной выборки. На первом этапе стандартизации было исследовано 2000 случайно отобранных испытуемых.
На втором этапе все исследованные были распределены по стратам, причем каждая страта образовала подгруппу, выделенную с учетом возраста, социального положения и образовательного уровня. В каждой подгруппе вновь была проведена случайная выборка (отдельно для мужчин и для женщин), причем число испытуемых, отобранных в каждой подгруппе, определялось в соответствии с удельным весом этой подгруппы в населении. В эту последнюю выборку вошло 500 испытуемых—250 мужчин и 250 женщин. Необходимая величина заключительной выборки была определена по формуле:
причем t принята за 2 (95% достоверность), А — за 1 (точность в 1 балл сырого результата), а величина среднеквадратичного отклонения для шкал, характеризующихся наибольшей дисперсией, была на основании предварительных исследований определена в 7,85 балла сырого результата. В действительности максимальное среднеквадратичное отклонение (на шкале ноль для женщин) составило 7,748, а по остальным шкалам, как видно из приводимых ниже таблиц, было значительно меньше.
Результаты, полученные при обработке заключительной выработки на ЭВМ БСМЭ-4, послужили основой для составления стандарта.
Карты для построения профиля методики многостороннего исследования личности на основе рассчитанного стандарта. Цифры на каждой шкале показывают первичный результат, соответствующий Т-баллам, расположенным на той же горизонтали. (Учтена коррекция по шкале К)-
а —стандарт для мужчин; б — стандарт для женщин.
Результаты стандартизации
Средние значения (М), среднеквадратичные отклонения (а) и среднеквадратичная ошибка (т) сырого результата по оценочным ,и основным клиническим шкалам теста приведены в табл. 1. На основе этих данных была составлена таблица для перевода в Т-баллы (Т), сырого результата (х) для мужчин (табл. 2) и для женщин (табл. 3). При составлении таблиц перевода в Т-баллы расчеты проводились по уже упомянутой (стр. 19) формуле:
При этом средняя сырого результата составляет 50 Т-баллов, а между 30 и 70 Т-баллами с 95% достоверностью складываются нормальные колебания. Для сопоставления приведены данные о значении сырого результата соответствующего тем же Т-баллам в оригинальном тесте MMPI.
Как видно из таблиц, в наибольшей мере изменилась размерность второй, седьмой и восьмой шкал, что, по-видимому, связано с пересмотром утверждений и изменением методики исследования.
Новый стандарт был положен в основу мужской (рис. 1,а) и женской (рис. 1,6) карт, позволяющих строить профиль методики многостороннего исследования личности в Т-нормах без предварительного перевода в Т-баллы сырого результата. Опыт работы различных групп исследователей, применявших приведенный стандарт в течение 1971—1973 гг., позволяет говорить об адекватности данных, полученных на его основе.
- Оглавление
- Введение
- Об анкетных методах исследования личности
- Тест mmpi общие сведения
- Выбор утверждений
- Стандартизация и валидизация
- Основные шкалы теста
- Оценочные шкалы теста
- Измерение результата
- Методика многостороннего исследования личности проблемы адаптации теста
- Модификация и рестандартизация
- Стандартизация методики многостороннего исследования личности
- Процедура стандартизации
- Методика проведения исследования
- Основы интерпретации
- Оценочные шкалы
- Шкала l
- Шкала f
- Шкала к
- Клинические шкалы
- Шкалы невротической триады
- Вторая шкала. Тревога и депрессивные тенденции
- Первая шкала. Соматизация тревоги
- Третья шкала. Вытеснение факторов, вызывающих тревогу
- Сочетания с ранее рассмотренными шкалами.
- Четвертая шкала. Реализация эмоциональной напряженности в непосредственном поведении
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Пятая шкала. Выраженность мужских и женских черт характера
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Шестая шкала. Ригидность аффекта
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Седьмая шкала. Фиксация тревоги и ограничительное поведение
- Сочетания с ранее рассмотренными шкалами.
- Восьмая шкала. Аутизация
- Девятая шкала. Отрицание тревоги, гипоманиакальные тенденции
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Нулевая шкала. Социальные контакты
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Использование методики многостороннего исследования личности для изучения психофизиологических соотношений
- Психовегетативные соотношения при транзиторной гипертонии
- Психосоматические отношения при нарушениях сна
- Психофизиологические соотношения при различных уровнях поражения лимбико-гипоталамо-ретикулярного комплекса
- Применение методики многостороннего исследования личности для психогигиенических исследований Общие сведения
- Сверхточные личности.
- Ригидные личности.
- Демонстративные личности.
- Циклотимические личности.
- Аутичные личности.
- Неуправляемые личности.
- Группы больных неврозами, психопатиями и психозами.
- Особенности личности и адаптации студента
- Особенности личности и успешность деятельности
- Особенности личности и успешность деятельности студентов
- Особенности личности и успешность профессиональной деятельности (на примере исследований специалистов водного транспорта)
- Особенности личности и мотивация достижения
- Заключение