Особенности личности и успешность профессиональной деятельности (на примере исследований специалистов водного транспорта)
Этот аспект исследований приобретает особое значение в тех случаях, когда деятельность протекает в условиях эмоционального стресса, обусловленного выраженной напряженностью трудового процесса и высокой ответственностью, поскольку поведенческие реакции при эмоциональной напряженности и реакции на угрозу определяются главным образом особенностями личности (Р. Лазарус, 1970).
С этой точки зрения представлялось целесообразным исследование зависимости между индивидуальными особенностями, выявляемыми с помощью методики многостороннего исследования личности, и успешностью деятельности специалистов водного транспорта. При этом речь шла не о профессиональном отборе, а только об изучении связи особенностей личности и качества психической адаптации, обусловливающей успешность деятельности.
Было проведено исследование ведущих специалистов морского флота-судоводителей и одной из ведущих профессий берегового обслуживания — диспетчеров судов (Ф. Б. Березин, Р. М. Калитина, Л. И. Лурье, Л. М. Мацевич, 1972).
У изучаемого контингента эмоциональная напряженность труда обусловлена, в частности, ответственностью за безопасность движения, сложностью навигационных и метеорологических условий, особенностью режима работы (вахтенная служба) в связи с фактором «биологических часов».
Плавающему составу дополнительные психологические требования предъявляет неизбежное в условиях судна постоянное пребывание в рамках замкнутого коллек-тива, так как характер взаимодействия с другими индивидуумами в малых группах определяется личностными особенностями. Наконец, преимущественно индвидуаль-ные психологические особенности определяют поведение человека в экстремальных условиях аварийных ситуаций.
Суждение об особенностях личности испытуемых основывалось на результатах комплексного обследования, включавшего наряду с методикой многостороннего ис- следования личности клиническое исследование и применение ряда психологических и физиологических методик. Успешность профессиональной деятельности судоводи-телей характеризовалась коэффициентом успешности (КУ), который представлял собой статистическую величину, включающую независимую оценку судоводителями друг друга, оценку судоводителей специалистами мореплавания (по методу независи-мых судей), скорость продвижения по службе, объективные данные отдела кадров и морской инспекции.
Различные по успешности группы судоводителей обнаруживали и существенные различия в особенностях личности, оцениваемых по усредненному профилю. Ус- редненный профиль группы с наиболее высокой успешностью (средний КУ — 71) характеризовался особенностями, отражающими такие черты, как устойчивое чув- ство ответственности, стабильность поведения, высокий уровень активности и стремление осуществлять руководство. Лица, входящие в эту группу, отличались также решительностью, техничностью и умением хорошо контролировать свое поведение. Более низкая, но все же превышающая средний уровень успешность бы- ла отмечена в группе, усредненный профиль которой отличался от описанного главным образом особенностями, отражающими меньший уровень активности и меньшую решительность при сохранении и даже усилении особенностей профиля, характеризующих высокий уровень ответственности и склонности тщательно продумывать различные варианты решения.
Успешность ниже среднего уровня отмечалась в группе лиц, усредненный профиль которых отражал снижение способности учитывать в своем поведении принятые нормы поведения, недостаточную реалистичность и склонность относить свои затруднения за счет некомпетентности или недобросовестных действий окружающих. Эта последняя тенденция в усредненном профиле лиц наиболее низкой успешности сочетается с особенностями, отражающими склонность к эмоциональным колеба- ниям, смене тревожности неоправданным оптимизмом, склонностью к уклонению от социальных контактов и социальных обязанностей.
Наибольший интерес с точки зрения психогигиены представляла оценка успешности деятельности тех судоводителей, у которых определенные особенности личности были акцентированы, поскольку можно было предполагать, что у акцентированных личностей зависимость успешности деятельности от личностных особенностей выявляется наиболее четко. Кроме того, в тех случаях, где акцентированные черты личности снижают эффективность деятельности, сложившаяся ситуация может приводить к нарушениям психической адаптации.
Наиболее высокий коэффициент успешности (66%) в данной выборке отмечался у лиц с такими особенностями профиля, которые свидетельствуют об акцентиро- вании чувства ответственности, высокого уровня внутреннего стандарта и тревож-ности, что, возможно, обеспечивает состояние бдительности. Однако в тех случаях, когда эти качества сочетались, с нарушением социальной адаптации, успешность деятельности резко падала (КУ —44).
Низкий уровень успешности профессиональной деятельности отмечался также у акцентированных личностей с ригидным мышлением, подозрительностью, тор- пидностью эмоций, формированием недостаточно обоснованных, но трудно корригируемых точек зрения (КУ - 49) и у лиц, которым свойственно сочетание вы- сокой активности и некоторой демонстративности поведения, приводящей к приня-тию быстрых решений (иногда с недооценкой сложности ситуации), с тревожной
мнительностью, обусловливающей возникновение последующих сомнений.
При исследовании диспетчеров речных и морских портов наиболее низкая успеш-ность деятельности отмечалась в группе, усредненный профиль которой отражал такие черты, как стремление прежде всего произвести благоприятное впечатление на исследователя, недостаточную гибкость мышления и недостаточное умение изменять свою позицию в меняющейся ситуации.
Усредненный профиль группы, объединяющей диспетчеров со средней и высокой успешностью, характеризовался чертами, отражающими серьезность, высокий урове-нь ответственности, склонность к тщательному взвешиванию решений, готовность к внезапному осложнению ситуации.
У диспетчеров морских портов усредненный профиль группы с наиболее высокой успешностью характеризовался более высоким уровнем активности и социальных контактов, наибольшей гибкостью, стремлением к руководству, основанному на своевременном получении информации.
Помимо этого, было проведено изучение с помощью методики многостороннего исследования личности динамики состояния судоводителей и других представите- лей командного состава судна в начале и конце двухмесячного рейса и повторное исследование диспетчеров речных портов в начале навигации и в последующий период. Судя по результатам исследования у большинства моряков в течение этого рейса не возникало каких-либо неблагоприятных психических изменений, а отме- чалось сглаживание акцентированных характерологических черт и улучшение социальной адаптации. Аналогичные изменения наблюдались в процессе адаптации к условиям навигации у диспетчеров речных портов. Полученные данные позволяют считать, что эта адаптация происходит главным образом за счет повышения актив-ности и снижения тревожности, по-видимому, до уровня, обеспечивающего устой-чивую деятельность.
Полученные данные подтверждают наличие связи между особенностями личности и успешностью профессиональной деятельности. Определенные аспекты этой связи, а также изменения актуального психического состояния в процессе адаптации к деятельности могут оцениваться с помощью применявшейся методики.
- Оглавление
- Введение
- Об анкетных методах исследования личности
- Тест mmpi общие сведения
- Выбор утверждений
- Стандартизация и валидизация
- Основные шкалы теста
- Оценочные шкалы теста
- Измерение результата
- Методика многостороннего исследования личности проблемы адаптации теста
- Модификация и рестандартизация
- Стандартизация методики многостороннего исследования личности
- Процедура стандартизации
- Методика проведения исследования
- Основы интерпретации
- Оценочные шкалы
- Шкала l
- Шкала f
- Шкала к
- Клинические шкалы
- Шкалы невротической триады
- Вторая шкала. Тревога и депрессивные тенденции
- Первая шкала. Соматизация тревоги
- Третья шкала. Вытеснение факторов, вызывающих тревогу
- Сочетания с ранее рассмотренными шкалами.
- Четвертая шкала. Реализация эмоциональной напряженности в непосредственном поведении
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Пятая шкала. Выраженность мужских и женских черт характера
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Шестая шкала. Ригидность аффекта
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Седьмая шкала. Фиксация тревоги и ограничительное поведение
- Сочетания с ранее рассмотренными шкалами.
- Восьмая шкала. Аутизация
- Девятая шкала. Отрицание тревоги, гипоманиакальные тенденции
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Нулевая шкала. Социальные контакты
- Сочетание с ранее рассмотренными шкалами.
- Использование методики многостороннего исследования личности для изучения психофизиологических соотношений
- Психовегетативные соотношения при транзиторной гипертонии
- Психосоматические отношения при нарушениях сна
- Психофизиологические соотношения при различных уровнях поражения лимбико-гипоталамо-ретикулярного комплекса
- Применение методики многостороннего исследования личности для психогигиенических исследований Общие сведения
- Сверхточные личности.
- Ригидные личности.
- Демонстративные личности.
- Циклотимические личности.
- Аутичные личности.
- Неуправляемые личности.
- Группы больных неврозами, психопатиями и психозами.
- Особенности личности и адаптации студента
- Особенности личности и успешность деятельности
- Особенности личности и успешность деятельности студентов
- Особенности личности и успешность профессиональной деятельности (на примере исследований специалистов водного транспорта)
- Особенности личности и мотивация достижения
- Заключение