Развод, или дистабилизация семейных отношений.
Л.Б. Шнейдер пишет, что существуют разные психологические теории по поводу разводов. Некоторые психологи пытались объяснить развод через концепцию "толчка" - существовала благополучная семья, всё было хорошо, но вдруг что-то случилось (измена, смерть, арест, болезнь и др.), произошел толчёк - и семья развалилась. Эмпирически это редко подтверждается. Обычно семью нельзя разбить одним толчком, видимо, что-то назревало, и готовность к разводу была. Вообще развод - это процесс, направленный на разрыв имеющихся отношений – дополнение Т.Ю.
Противоположная этой концепция пытается объяснить развод как "обратное развитие" (типа: симпатия - любовь - сближение - охлаждение - раздражение - распад) и утверждает, что это происходит в каждом браке. Но если в семье высокий уровень взаимоотношений, откровенности, гармоничность и удовлетворенность в сексуальных отношениях, то эта теория не подтверждается.
В современной европейской семье психологический развод - это не просто распад брачных отношений, это дестабилизация всего жизненного уклада.
Причины роста разводов:
1. изменение функций семей, а именно хозяйственной (экономической) стороны. Женщина может зарабатывать больше, чем мужчина, и становится как бы независимой;
2. успехи в борьбе за равноправие полов (феминизм);
3. отсутствие негативных стереотипов у разведенных;
4. освобождение от классовых, религиозных и национальных предрассудков;
5. изменение темпа и стиля жизни в урбанизированном обществе;
6. дифференцированность жизненного цикла;
7. рост продолжительности жизни;
8. усиление миграционных процессов;
9. "ранние", поспешные браки.
Факторы увеличивающие вероятность распада брачно-семейных отношений:
1. конфликтные отношения (развод) одного из супругов;
2. совместное проживание с родителями одного из супругов на их жилплощади;
3. поздний или ранний возраст вступления в брак;
4. деидеализация партнера;
5. высокая личностная конфликтность одного или обоих супругов;
6. профессиональная занятость женщины, в том числе "бикарьерная семья";
7. вынужденное раздельное проживание супругов (командировки, разъезды, так называемая "дистантная" семья);
8. измены, сексуальная неудовлетворенность в браке;
9. отсутствие доверия в семейных отношениях;
10. бесплодие одного из супругов, невозможность иметь детей;
11. добрачная беременность (так называемые "стимулированные" браки);
12. рождение ребенка в первые 1-2 года брака;
13. употребление алкоголя и наркотиков;
14. очень большая разница в возрасте;
15. различие интересов, ценностных ориентаций, нравственных норм и др.
Факторы разрушающие брак:
1. Чрезмерные перегрузки и частое физическое напряжение.
2. Злоупотребление кредитом (займами)
и ссоры по поводу денежных затрат.
3. Эгоистичность. (жить только для себя и во имя себя).
4. Чрезмерное вмешательство родителей.
5. Нереальные ожидания по поводу брака.
6. Пьянство и наркотики.
7. Все, что как бы "незаконно" внедряется в отношения супругов, способно встать между ними (например, ревность, низкая самооценка и другое).
8. Азартные игры, дурные пристрастия (Шнейдер Л.Б. , 2000).
Фазы распада и дестабилизации эмоциональных отношений:
1. Интра - психическая (внутренняя). У одного или обоих супругов (обычно более чувствиветьного) появляется ощущение внутренней неудовлетворенности. Возможные исходы этой фазы:
а) смириться с этим и на поверхности выражать удовольствие или никак не проявляя свою неудовлетворенность;
б) решиться на то, чтобы высказать партнеру свое неудовлетворение.
2. Интер - психическая (между супругами) или диадическая - партнеры обсуждают свои отношения. На этой фазе повышается самораскрытие, супруги пробуют экспериментировать. Это может длиться годами. Исход возможен в двух вариантах:
а) перестройка отношений - их стабилизация;
б) принятие распада (эксперимент закончился неудачно).
3. Социальная фаза - в процесс распада семьи вовлекаются другие люди (родственники, друзья). Факт распада должен стать "всеобщим достоянием", должен "санкционироваться" другим. Окружение должно перестать воспринимать супругов как пару. Исход этой фазы: прекращение социальных отношений, распад семьи.
4. Фаза отделки (как бы вновь интра-психическая). Оба бывших супруга перерабатывают полученный опыт внутри себя и остаются со своими переживаниями, воспоминаниями. Исход этой фазы возможен:
а) примирение с ситуацией, с собой, извлечение позитивных моментов, уроков, приобретение личного опыта;
б) произошедшее воспринимается как неудача, приписывается себе. Это влечет за собой срывы, истерики, неврозы (Стивен Дак).
В зарубежной психологии распространена проблема развода и имеется концепция распада эмоциональных отношений Дж. А. Ли, который выделил 5 фаз:
1. осознание неудовлетворенности;
2. выражение неудовлетворенности;
3. переговоры;
4. принятие решений;
5. трансформация отношений.
Дж А.Ли утверждает, что супружеская пара может не одновременно проходить все фазы, распад отношений может происходить любым путем и в любой форме, очевидность не обязательна. Процесс распада может быть направлен не на прекращение отношений, а на их трансформацию. Автор полагает, что можно ходить по такому кругу всю жизнь.
Типы реагирования на развод также могут быть разными, это зависит от самого события развода (его формы, глубины, длительности, количества вовлеченных в него участников), отношения к нему со стороны супругов, имеющихся в наличии ресурсов (материальная и жилищная обеспеченность, здоровье, эмоциональное состояние, детские проблемы, возраст супругов).
Стратегии поведения в разводной ситуации также могут быть различными.
1. Воинственно-ненавидящая (вернуть супруга (гу) любой ценой). Здесь нужна победа, но при этом уважения ни к себе, ни к партнеру нет.
2. Обострение любви - поиск каких-то вариантов удержать, привлечь партнера. Эта тактика может сработать только если партнер еще не принял окончательного решения уйти.
3. Принять реальность такой, какая она есть. В данном случае это дает возможность сохранить с бывшим супругом (гой) человечность в отношениях, не зачеркивать совместно прожитые годы, свести к минимуму негативные последствия для детей (если они есть).
Стадии развода.
1. Стадия отрицания. Превоначально реальность происходящего отрицается. Обычно человек затрачивает на близкие отношения много времени, энергии и чувств, поэтому трудно сразу смириться с разводом. На этой стадии ситуация развода воспринимается с выраженной защитой, посредством механизма рационализации обесцениваются брачные отношения : "Ничего такого не случилось", "все хорошо", "наконец пришло освобождение" и т.п.
2. Стадия озлобленности. На этой стадии от душевной боли защищаются озлобленностью по отношению к партнеру. Нередко манипулируют детьми, пытаясь привлечь их на свою сторону.
3. Стадия переговоров. Самая сложная стадия. Предпринимаются попытки восстановить брак и используется множество манипуляций по отношению друг к другу, включая сексуальные отношения, угрозу беременности или беременность. Иногда прибегают к давлению на партнера со стороны окружающих.
4. Стадия депрессии. Угнетенное настроение наступает, когда отрицание, агрессивность и переговоры не приносят никаких результатов. Человек чувствует себя неудачником, уменьшается уровень самооценки, он начинает сторониться людей, не доверять им. Нередко испытанное во время развода чувство отвержения и депрессия довольно долгое время мешают заводить новые интимные отношения.
5. Стадия адаптации. Цель - "перейти" в стадию приспособления к изменившимся условиям жизни. В тех случаях, когда после развода остается неполная семья, детям тоже нужна поддержка в адаптации к новой ситуации.
Постразводная ситуация.
К социально-психологическим последствиям развода относят:
1. снижение рождаемости;
2. ухудшение условий семейного воспитания;
3. падение производительности труда;
4. ухудшение показателей здоровья, увеличение заболеваемости и смертности;
5. рост алкоголизации;
6. увеличение суицидальных исходов;
7. увеличение риска психических заболеваний (в течении года после развода риск заболеваний у разведенных увеличивается на 30%).
Проблема семейных разводов – это актуальная современная ситуация, нуждающаяся в качественном изучении. Установлен тот факт, что развод это причина возникновения различных психологических проблем, как у разведенных супругов, так и у ребенка, чьи родители разведены или разводятся. Психологами доказано, что иногда в ситуации развода имеет место такая парадоксальная тенденция: семья имеет существенные нарушения, которые негативно сказываются на развитии каждого члена семьи, но за весь период дисфункционироования у членов семьи не наблюдалось таких психологических деформаций и отклонений, какие возникли в процессе развода и в ситуации, которая возникла после развода. В связи с чем, особую важность приобретает ситуация сохранения семьи.
- История становления кризисной психологии. Причины выделения кризисной психологии в самостоятельную отрасль психологической науки.
- Система основных понятий кризисной психологии и их характеристика.
- Экзистенциальное направление в философии и психологии как теоретическое основание кризисной психологии.
- Кризис. Классификация и характеристика кризисов.
- Адаптационный синдром. Стадии развития стресса.
- Психологический и физиологический стресс.
- Посттравматический стресс. История становления теории.
- Посттравматический стресс: симптоматика, диагностика, эпидемиология.
- Психологические последствия жестокого обращения в детстве.
- Суицид как проблема последствия выхода из стресса.
- Синдром «эмоционального выгорания» и факторы, влияющие на его возникновение.
- Синдром «эмоционального выгорания» и динамика его формирования.
- Одиночество как социально-психологическая проблема.
- Гемблерство как психологическая проблема.
- Проблема насилия. Виды насилия.
- Проблема насилия. Стадии насилия.
- Терроризм как социально-психологическое явление и вид насилия.
- Развод, или дистабилизация семейных отношений.
- Переживание потери. Концепции переживания потери.
- Возрастные особенности восприятия, переживания и преодоления горя.
- Фазы горя и их характеристика.
- Концепция непрерывности. Виды и типы непрерывностей.
- Теоретические основания концепции жизнестойкости.
- Практико-ориентированный блок вопросов
- Логотерапевтическая теория неврозов. Методы логотерапии.
- Подходы к коррекции травматического стресса.
- Превентивный подход в психотерапии. Сущность и принципы превентивного подхода.
- Психологический дебрифинг как форма кризисной интервенции.
- Требования к организации и структура психологического дебрифинга.
- Часть I– проработка основных чувств участников и измерение интенсивности стресса;
- Часть II– детальное обсуждение симптомов и обеспечение чувства защищенности и поддержки;
- Часть III– мобилизация ресурсов, обеспечение информацией и формирование планов на будущее.
- Психобиографический дебрифинг.
- Группа поддержки взрослым в горе.
- Группа поддержки детям в горе.
- Вскрывающая терапия как продолжительная конфронтация с тревожащими стимулами.
- Метод десенсибилизации и переработки травмы движениями глаз ф. Шапиро.
- Эриксонов метод помощи жертвам в острых кризисных ситуациях.
- Методы диагностики и профилактики стрессов. Программа вмешательства как результат оценки ресурсов борьбы со стрессом.
- Психологическое сопровождение в ситуации суицидальной опасности.
- Психологическое сопровождение в ситуации насилия.
- Психологическое просвещение: основные направления и принципы. Общие принципы разработки буклета «в помощь жертвам катастрофы».
- Телефонное консультирование и е-терапия.
- Преимущества телефонного консультирования:
- Психопрофилактика вторичной травматизации специалистов помогающих профессий. Вторичная травматизация
- Признаки вторичной травматизации
- Профилактика вторичной травматизации
- Ошибки мышления гемблеров. Методы диагностики гемблерства. (нет методов)
- Факторы суицидальной опасности. Диагностика суицидального риска.
- Синдром «эмоционального выгорания»: методы диагностики, профилактика и коррекции.