Психологические последствия жестокого обращения в детстве.
Последствия насилия или пренебрежения основными нуждами детей можно рассматривать как результат их травматизации. В понятие психологической травмы включаются нарушения психологического, эмоционального, когнитивного и социального функционирования ребенка, вызванные действиями (или бездействием) родителей или других взрослых. Психологическая травма происходит в том случае, когда воздействующий стимул превышает способность ребенка справиться с ним. Американские исследователи (Н. Полански и соавторы) установили, что развитие и благополучие ребенка подвергается опасности не только тогда, когда ребенок плохо питается и одевается, не имеет жилья и находится без внимания и присмотра, но и когда не удовлетворяется его естественная потребность быть любимым, желанным, когда он испытывает дефицит эмпатии со стороны родителей и других значимых взрослых. Многие исследователи установили связь между психологическим насилием, если оно началось в раннем возрасте, и задержкой умственного развития детей. Отсутствие эмоциональной поддержки ребёнка, враждебное поведение родителей нарушают эмоциональное, когнитивное, поведенческое и физическое функционирование ребёнка. Имеется даже понятие “психологическая карликовость” (профессор Касаткина Э.), когда ребёнок, растущий в неблагоприятных для него психологических условиях, сильно отстаёт в росте и имеет задержку психического развития. Для детей, которых родители часто ругают, грубо обзывают, характерен высокий уровень агрессии, наличие межличностных проблем и отклонений в поведении. Такие особенности детей мешают их социальной адаптации, вызывают неприятие и даже отвержение со стороны сверстников и взрослых. Постоянная критика и оскорбления приводят к тому, что ребёнок начинает считать, что он хуже всех, что он не заслуживает хорошего отношения родителей или других взрослых, не достоин их любви. Уровень его самоуважения значительно снижен, формируется низкая самооценка — так называемый «комплекс неполноценности». Такие дети, приспосабливаясь к ситуации, вырабатывают различные способы поведения — от склонности к уединению, чрезвычайной зависимости и подчиняемости другим, до агрессии и антисоциального поведения. Угрозы и запугивание, унижения со стороны родителей вызывают беспокойство и страх, подавляют самостоятельность ребёнка, в большинстве случаев у детей развиваются психосоматические болезни. Пренебрежение основными нуждами ребенка может оказаться фатальным для ребенка. По данным Министерства здравоохранения РФ, 70% несчастных случаев, травм и отравлений детей в возрасте от 0 до 14 лет происходит из-за невнимания к их безопасности со стороны родителей и других взрослых Глава 16 Уголовного Кодекса РФ (преступления против жизни и здоровья) запрещает практически все формы физического насилия. Следует отметить, что преступление может быть умышленным, когда виновный сознательно совершает действия, которые запрещены законом, либо неосторожным, когда виновный не предвидит возможности наступления преступного результата или по легкомыслию надеется его избежать. Закон устанавливает уголовную ответственность за все преступления, совершенные умышленно, а в ряде случаев и за преступления, совершенные по неосторожности. Изучение данной проблемы позволило установить, что нарушение прав детей во многих случаях связано с низким уровнем правовой и психолого – педагогической культуры их родителей. Примерно 25% людей, подвергавшихся жестокому обращению в детстве, сами, будучи родителями, допускают насилие по отношению к своим собственным детям.
-
Симптоматика последствий продолжительных издевательств.
- История становления кризисной психологии. Причины выделения кризисной психологии в самостоятельную отрасль психологической науки.
- Система основных понятий кризисной психологии и их характеристика.
- Экзистенциальное направление в философии и психологии как теоретическое основание кризисной психологии.
- Кризис. Классификация и характеристика кризисов.
- Адаптационный синдром. Стадии развития стресса.
- Психологический и физиологический стресс.
- Посттравматический стресс. История становления теории.
- Посттравматический стресс: симптоматика, диагностика, эпидемиология.
- Психологические последствия жестокого обращения в детстве.
- Суицид как проблема последствия выхода из стресса.
- Синдром «эмоционального выгорания» и факторы, влияющие на его возникновение.
- Синдром «эмоционального выгорания» и динамика его формирования.
- Одиночество как социально-психологическая проблема.
- Гемблерство как психологическая проблема.
- Проблема насилия. Виды насилия.
- Проблема насилия. Стадии насилия.
- Терроризм как социально-психологическое явление и вид насилия.
- Развод, или дистабилизация семейных отношений.
- Переживание потери. Концепции переживания потери.
- Возрастные особенности восприятия, переживания и преодоления горя.
- Фазы горя и их характеристика.
- Концепция непрерывности. Виды и типы непрерывностей.
- Теоретические основания концепции жизнестойкости.
- Практико-ориентированный блок вопросов
- Логотерапевтическая теория неврозов. Методы логотерапии.
- Подходы к коррекции травматического стресса.
- Превентивный подход в психотерапии. Сущность и принципы превентивного подхода.
- Психологический дебрифинг как форма кризисной интервенции.
- Требования к организации и структура психологического дебрифинга.
- Часть I– проработка основных чувств участников и измерение интенсивности стресса;
- Часть II– детальное обсуждение симптомов и обеспечение чувства защищенности и поддержки;
- Часть III– мобилизация ресурсов, обеспечение информацией и формирование планов на будущее.
- Психобиографический дебрифинг.
- Группа поддержки взрослым в горе.
- Группа поддержки детям в горе.
- Вскрывающая терапия как продолжительная конфронтация с тревожащими стимулами.
- Метод десенсибилизации и переработки травмы движениями глаз ф. Шапиро.
- Эриксонов метод помощи жертвам в острых кризисных ситуациях.
- Методы диагностики и профилактики стрессов. Программа вмешательства как результат оценки ресурсов борьбы со стрессом.
- Психологическое сопровождение в ситуации суицидальной опасности.
- Психологическое сопровождение в ситуации насилия.
- Психологическое просвещение: основные направления и принципы. Общие принципы разработки буклета «в помощь жертвам катастрофы».
- Телефонное консультирование и е-терапия.
- Преимущества телефонного консультирования:
- Психопрофилактика вторичной травматизации специалистов помогающих профессий. Вторичная травматизация
- Признаки вторичной травматизации
- Профилактика вторичной травматизации
- Ошибки мышления гемблеров. Методы диагностики гемблерства. (нет методов)
- Факторы суицидальной опасности. Диагностика суицидального риска.
- Синдром «эмоционального выгорания»: методы диагностики, профилактика и коррекции.