Требования к организации и структура психологического дебрифинга.
Дебрифинг не предохраняет от возникновения последствий травмы, но препятствует их развитию и усилению, способствует пониманию причин своего состояния и осознанию действий, которые необходимо предпринять, чтобы облегчить эти последствия. Поэтому дебрифинг – одновременно и метод кризисной интервенции, и профилактика.
Проводить дебрифинг возможно в любом месте, но нужно стремиться к тому, чтобы помещение было удобным, доступным и изолированным. Идеальной обстановкой для дебри-финга является комната, где группа изолирована от внешних вмешательств, таких, например, как телефонные звонки. Участники располагаются вокруг стола. Это лучше, чем традиционная модель групповой терапии, когда стулья расположены по кругу с пустым пространством посередине, поскольку последняя форма организации пространства может быть непривычной и поэтому восприниматься как угроза.
Оптимальное количество участников в группе от 10 до 15 человек. При необходимости включить большее количество людей одновременно целесообразно разделять группу на небольшие подгруппы. Проводится дебрифинг под руководством двух подготовленных специалистов. Не допускается присутствие посторонних лиц, не имеющих непосредственного отношения к событию.
Время сессии четко обозначается вначале и составляет 2–2,5 часа без перерыва. Ограничение вводится по той причине, что за это время происходит очень интенсивная переработка опыта, в которой задействованы достаточно сильные эмоции.
Тот, кто руководит дебрифингом, должен ясно представлять себе, что он не консультант и уж, конечно, не групповой терапевт в традиционном смысле. Дебрифинг нельзя назвать «лечением». Его смысл – в попытках минимизировать вероятность тяжелых психологических последствий после стресса. Тот, кто руководит дебрифингом, должен быть знаком с групповой работой, с проблемами, связанными с тревогой, травмой и утратой. Ему необходимо быть уверенным в себе и спокойным, несмотря на интенсивные эмоциональные проявления у членов группы.
Самое важное – это организация группового обсуждения.
Оно включает проговаривание, слушание, принятие решений, обучение, следование повестке дня, «приведение» встречи к удовлетворительному завершению и позитивному результату. У ведущего имеются и другие функции, например, использование законов групповой динамики, контроль над перемещением членов группы внутри и вне комнаты, контроль над временем, индивидуальные контакты с теми, чье состояние ухудшилось, и запись происходящего. Но хотя эти функции важны, они должны быть подчинены главным задачам действия.
В дебрифинге принято выделять три части и семь отчетливо выраженных фаз:
Yandex.RTB R-A-252273-3- История становления кризисной психологии. Причины выделения кризисной психологии в самостоятельную отрасль психологической науки.
- Система основных понятий кризисной психологии и их характеристика.
- Экзистенциальное направление в философии и психологии как теоретическое основание кризисной психологии.
- Кризис. Классификация и характеристика кризисов.
- Адаптационный синдром. Стадии развития стресса.
- Психологический и физиологический стресс.
- Посттравматический стресс. История становления теории.
- Посттравматический стресс: симптоматика, диагностика, эпидемиология.
- Психологические последствия жестокого обращения в детстве.
- Суицид как проблема последствия выхода из стресса.
- Синдром «эмоционального выгорания» и факторы, влияющие на его возникновение.
- Синдром «эмоционального выгорания» и динамика его формирования.
- Одиночество как социально-психологическая проблема.
- Гемблерство как психологическая проблема.
- Проблема насилия. Виды насилия.
- Проблема насилия. Стадии насилия.
- Терроризм как социально-психологическое явление и вид насилия.
- Развод, или дистабилизация семейных отношений.
- Переживание потери. Концепции переживания потери.
- Возрастные особенности восприятия, переживания и преодоления горя.
- Фазы горя и их характеристика.
- Концепция непрерывности. Виды и типы непрерывностей.
- Теоретические основания концепции жизнестойкости.
- Практико-ориентированный блок вопросов
- Логотерапевтическая теория неврозов. Методы логотерапии.
- Подходы к коррекции травматического стресса.
- Превентивный подход в психотерапии. Сущность и принципы превентивного подхода.
- Психологический дебрифинг как форма кризисной интервенции.
- Требования к организации и структура психологического дебрифинга.
- Часть I– проработка основных чувств участников и измерение интенсивности стресса;
- Часть II– детальное обсуждение симптомов и обеспечение чувства защищенности и поддержки;
- Часть III– мобилизация ресурсов, обеспечение информацией и формирование планов на будущее.
- Психобиографический дебрифинг.
- Группа поддержки взрослым в горе.
- Группа поддержки детям в горе.
- Вскрывающая терапия как продолжительная конфронтация с тревожащими стимулами.
- Метод десенсибилизации и переработки травмы движениями глаз ф. Шапиро.
- Эриксонов метод помощи жертвам в острых кризисных ситуациях.
- Методы диагностики и профилактики стрессов. Программа вмешательства как результат оценки ресурсов борьбы со стрессом.
- Психологическое сопровождение в ситуации суицидальной опасности.
- Психологическое сопровождение в ситуации насилия.
- Психологическое просвещение: основные направления и принципы. Общие принципы разработки буклета «в помощь жертвам катастрофы».
- Телефонное консультирование и е-терапия.
- Преимущества телефонного консультирования:
- Психопрофилактика вторичной травматизации специалистов помогающих профессий. Вторичная травматизация
- Признаки вторичной травматизации
- Профилактика вторичной травматизации
- Ошибки мышления гемблеров. Методы диагностики гемблерства. (нет методов)
- Факторы суицидальной опасности. Диагностика суицидального риска.
- Синдром «эмоционального выгорания»: методы диагностики, профилактика и коррекции.