Концепция непрерывности. Виды и типы непрерывностей.
Понятие "непрерывность" использовал Д. Винникотт, когда говорил о потребностях ребенка чувствовать непрерывность в его отношениях с миром, а воплощением этой непрерывности является его мать, М. Клайн, когда анализировала основную человеческую тревогу - тревогу смерти, существующую с момента рождения. Тревога смерти и есть тревога разрыва непрерывности бытия. Л. Бинсвангер в представлении своих клинических случаев постоянно обращается к категории непрерывность, чтобы проиллюстрировать невозможности полноценного бытия своих пациентов.
Для того чтобы мириться с фактом своей неизбежной смерти, человек должен ощущать непрерывность бытия, для чего выработан ряд защитных механизмов. M. Lahad предложил, исходя из принципа непрерывности, диагностический метод, который позволяет определить, какие непрерывные линии функционируют нормально, какие повреждены, какие разрушены полностью. Результаты диагностики позволяют установить эффективную программу кризисной интервенции.
Непрерывность повседневной жизни или "Как можно безопасно перейти через мост?".
Когнитивная, осознанная непрерывность - с первых дней жизни человек пытается найти закономерности и приобрести жизненный опыт, чтобы предсказать, что будет завтра. Мосты в виде правил, логики и анализа реальности помогают воспринимать мир как логичный и предсказуемый, а следовательно, и непрерывный.
Социальная, межличностная непрерывность - новорожденный младенец нуждается в человеческом окружении, чтобы выжить. Мы живем в семье, ходим в детский сад, школу, у нас есть друзья на работе и круг социального общения. Эта сторона жизни весьма четко зафиксирована, и уверенность в том, что мы снова и снова увидим тех же людей, создает ощущение непрерывности.
Функциональная непрерывность - в книге "Представление о себе в повседневной жизни", Е. Гоффман говорит о разнообразных ролях, в которых человек выступает в жизни. Большинство этих ролей проигрываются на протяжении многих лет и оформляют чувство того, что "сегодня предсказывает завтра". Мы дети, братья, студенты, друзья, члены семьи, супруги родители и т. п., и поскольку эти роли в цикле жизни людей повторяются, и мы многократно функционируем в каждой из них, "сценарий жизни" известен заранее, и есть определенная ритуальность, стабильность, несмотря на течение времени.
Историческая непрерывность - это наша внутренняя непрерывность в том, как мы воспринимаем себя с течением прошедших лет. Наши убеждения, наш образ самого себя, то, как мы выглядим, - хотя все это динамично, это очень стабильно, и поэтому дает нам чувство безопасности и непрерывности.
К этим основным видам непрерывности M. Lahad добавил непрерывности, непосредственно связанные с разработанной им интегративной моделью BASIC Ph (Lahad 1992). Непрерывность убеждений и ценностей - мое видение мира, мои религиозные, социальные и прочие убеждения, оптимизм или пессимизм (т. е. мое отношение к самому себе и к жизни). Непрерывность воображения, образов и мечтаний - у каждого из нас есть внутренние образы, надежды и мечты о жизни, и многое, о чем мы мечтаем, сохраняет стабильность в течение многих лет. Физиологическая непрерывность - физическое ощущение себя, образ собственного тела, чувство физической энергии. Эмоциональная непрерывность - ощущение себя как человека счастливого, грустного, серьезного, "крутого", эмоционального.
Что происходит во время кризиса или бедствия?
Когда мы устанавливаем, насколько и какие непрерывности повреждены (звенья разорваны или связи между ними стало трудно реализовать), пред нами есть два выхода, направления деятельности.
Один - попытаться наладить связи или реабилитировать пострадавшую группу. Например, предоставляя информацию или объяснения. Внесение организованность в жизнь помогает восстановить когнитивную непрерывность.
Второй - найти существующие связи и укрепить их. Например, если социальный мост еще функционирует, может быть, попытаться найти людей, которые смогут побыть с пострадавшими, или найти какую-то значимую роль для самого пострадавшего, чтобы он был с другими и помогал им.
- История становления кризисной психологии. Причины выделения кризисной психологии в самостоятельную отрасль психологической науки.
- Система основных понятий кризисной психологии и их характеристика.
- Экзистенциальное направление в философии и психологии как теоретическое основание кризисной психологии.
- Кризис. Классификация и характеристика кризисов.
- Адаптационный синдром. Стадии развития стресса.
- Психологический и физиологический стресс.
- Посттравматический стресс. История становления теории.
- Посттравматический стресс: симптоматика, диагностика, эпидемиология.
- Психологические последствия жестокого обращения в детстве.
- Суицид как проблема последствия выхода из стресса.
- Синдром «эмоционального выгорания» и факторы, влияющие на его возникновение.
- Синдром «эмоционального выгорания» и динамика его формирования.
- Одиночество как социально-психологическая проблема.
- Гемблерство как психологическая проблема.
- Проблема насилия. Виды насилия.
- Проблема насилия. Стадии насилия.
- Терроризм как социально-психологическое явление и вид насилия.
- Развод, или дистабилизация семейных отношений.
- Переживание потери. Концепции переживания потери.
- Возрастные особенности восприятия, переживания и преодоления горя.
- Фазы горя и их характеристика.
- Концепция непрерывности. Виды и типы непрерывностей.
- Теоретические основания концепции жизнестойкости.
- Практико-ориентированный блок вопросов
- Логотерапевтическая теория неврозов. Методы логотерапии.
- Подходы к коррекции травматического стресса.
- Превентивный подход в психотерапии. Сущность и принципы превентивного подхода.
- Психологический дебрифинг как форма кризисной интервенции.
- Требования к организации и структура психологического дебрифинга.
- Часть I– проработка основных чувств участников и измерение интенсивности стресса;
- Часть II– детальное обсуждение симптомов и обеспечение чувства защищенности и поддержки;
- Часть III– мобилизация ресурсов, обеспечение информацией и формирование планов на будущее.
- Психобиографический дебрифинг.
- Группа поддержки взрослым в горе.
- Группа поддержки детям в горе.
- Вскрывающая терапия как продолжительная конфронтация с тревожащими стимулами.
- Метод десенсибилизации и переработки травмы движениями глаз ф. Шапиро.
- Эриксонов метод помощи жертвам в острых кризисных ситуациях.
- Методы диагностики и профилактики стрессов. Программа вмешательства как результат оценки ресурсов борьбы со стрессом.
- Психологическое сопровождение в ситуации суицидальной опасности.
- Психологическое сопровождение в ситуации насилия.
- Психологическое просвещение: основные направления и принципы. Общие принципы разработки буклета «в помощь жертвам катастрофы».
- Телефонное консультирование и е-терапия.
- Преимущества телефонного консультирования:
- Психопрофилактика вторичной травматизации специалистов помогающих профессий. Вторичная травматизация
- Признаки вторичной травматизации
- Профилактика вторичной травматизации
- Ошибки мышления гемблеров. Методы диагностики гемблерства. (нет методов)
- Факторы суицидальной опасности. Диагностика суицидального риска.
- Синдром «эмоционального выгорания»: методы диагностики, профилактика и коррекции.