Проблема насилия. Виды насилия.
Социально-экономические факторы риска насилия в семье: 1. Низкий доход и постоянная нехватка денег вызывают напряженность, связанную с неудовлетворенностью основных потребностей членов семьи. 2. Безработица или временная работа, также низкий трудовой статус (особенно у отцов). Работающие матери меньше склонны к насилию. 3. Большая семья требует больших эмоциональных и материальных затрат. 4. Молодые родители. Рождение первого ребенка, в сочетании с незрелостью личности родителей, низким уровнем образования и профессиональной подготовки ухудшает социально-экономические условия семьи. 5. Неполная семья. Наличие только одного родителя-кормильца значительно ухудшает материальное положение. Доход неполной семьи в два раза меньше полной. 6. Принадлежность к групповому меньшинству. 7. Плохие квартирные условия, перенаселенность жилой площади приводит к дополнительной напряженности, которая может спровоцировать насилие. 8. Отсутствие социальной помощи как от государства, так и от общественных организаций оставляет семью наедине со своими проблемами. Факторы риска, обусловленные структурой семьи и моделью общения: 1. Семья родителя-одиночки, а также многодетность семьи. 2. Отчим в семье или приемные родители. 3. Конфликтные или насильственные отношения между членами семьи. 4. Проблемы между супругами (сексуальная неудовлетворенность, отсутствие или недостаток эмоциональной поддержки и пр.). 5. Межпоколенная передача. Родители, испытавшие или видевшие в детстве насилие, склонны к нему в обращении со своими детьми. 6. Проблемы взаимоотношений родителя и ребенка. Если между родителем и ребенком не формируется привязанность, то растет риск насилия. Факторы риска, обусловленные личностью родителя: 1. Особенности личности родителя. 2. Негативное отношение родителя к окружающим и неадекватные социальные ожидания в отношении ребенка. 3. Низкий уровень социальных навыков. Отсутствует умение вести переговоры, решать конфликты и проблемы, совладать со стрессом, просить помощи у других. 4. Психическое здоровье родителя. 5. Алкоголизм и наркомания родителей и вытекающие из этого психофармакологические проблемы и аффективные нарушения: агрессивность, гипер-сексуальность, раздражительность, нарушения координации, ослабленный контроль над своим поведением, снижение критики, изменения личности и др. проблемы. 6. Проблемы со здоровьем. 7. Эмоциональная уплощенность и умственная отсталость. 8. Неразвитость родительских навыков и чувств. Личность ребенка как фактор насилия. Ряд исследований выявил целый ряд свойств личности ребенка, вызывающих в родителе недовольство, раздражение и следующее за этим насилие.
Домашнее насилие – многогранное социальное явление, проявляющееся в формах физического, эмоционально-психологического, сексуального, экономического принуждения, зависимости и подавления. Это - система поведения одного члена семьи для установления и сохранения власти и контроля над другим человеком. 1. Физическое насилие – все агрессивные формы поведения, представляющие собой физическое воздействие на человека, включающее ограничение свободы передвижения. Это избиение, толчки, царапины, плевки, шлепки, пощечины, хватание, бросание предметами, нанесение ударов руками и ногами, удушение, использование оружия, нанесение ожогов, и др. 2. Эмоционально-психологическое насилие – выражается в унижении, запугивании, принуждении и изолировании. Это словесные оскорбления, постоянная критика мыслей, чувств, мнений, убеждений, действий; постоянные допросы, шантаж, угрозы уйти и забрать с собой детей, угрозы насилия по отношению к себе, жертве или детям, совершение насилия в отношении детей, родителей, домашних животных или разрушение предметов собственности, контроль или ограничение круга общения жертвы, телефонных разговоров, проявление ревности в крайней степени, преследование, обвинение партнера во всех проблемах, прерывание сна, процесса еды, и т.д. Сюда же относится принуждение сменить вероисповедание, мировоззрение, отступить от жизненных принципов и ценностей. 3. Сексуальное насилие – любой сексуальный акт или сексуальное поведение, навязываемое партнерше(-у) без ее(его) согласия. Это принуждение к сексуальному акту с использованием силы, угроз или шантажа (изнасилование), причинение боли или вреда здоровью посредством сексуальных действий, жесткий отказ в сексуальных потребностях жертве, принуждение к сексуальному акту в неприемлемой для жертвы форме, и др. Отдельно выделяются насильственные сексуальные действия в отношении детей – инцест. 4. Экономическое насилие – использование денег для контролирования партнера. Это отказ в содержании детей, единоличное принятие финансовых решений, создание ситуации, при которой партнер вынужден выпрашивать деньги и отчитываться в любых тратах, утаивание доходов, растрачивание семейных денег, запрет работать, принуждение работать, изъятие заработанных денег, и т.д. Прежде всего, в организацию социально-педагогической работы с проблемой домашнего насилия должен быть положен комплексный подход - привлечение милиции, психологических служб, сотрудничество с медицинскими работниками. Учитывая распространенность проблемы и ее повышенную латентность, работа с пострадавшими от домашнего насилия не должна ограничиваться только работой с прямыми обращениями по проблеме. Следует также проводить постоянный скрининг (выявление) на домашнее насилие и при работе с другими типами клиентов (дети, престарелые, инвалиды), независимо от характера их обращения.
- История становления кризисной психологии. Причины выделения кризисной психологии в самостоятельную отрасль психологической науки.
- Система основных понятий кризисной психологии и их характеристика.
- Экзистенциальное направление в философии и психологии как теоретическое основание кризисной психологии.
- Кризис. Классификация и характеристика кризисов.
- Адаптационный синдром. Стадии развития стресса.
- Психологический и физиологический стресс.
- Посттравматический стресс. История становления теории.
- Посттравматический стресс: симптоматика, диагностика, эпидемиология.
- Психологические последствия жестокого обращения в детстве.
- Суицид как проблема последствия выхода из стресса.
- Синдром «эмоционального выгорания» и факторы, влияющие на его возникновение.
- Синдром «эмоционального выгорания» и динамика его формирования.
- Одиночество как социально-психологическая проблема.
- Гемблерство как психологическая проблема.
- Проблема насилия. Виды насилия.
- Проблема насилия. Стадии насилия.
- Терроризм как социально-психологическое явление и вид насилия.
- Развод, или дистабилизация семейных отношений.
- Переживание потери. Концепции переживания потери.
- Возрастные особенности восприятия, переживания и преодоления горя.
- Фазы горя и их характеристика.
- Концепция непрерывности. Виды и типы непрерывностей.
- Теоретические основания концепции жизнестойкости.
- Практико-ориентированный блок вопросов
- Логотерапевтическая теория неврозов. Методы логотерапии.
- Подходы к коррекции травматического стресса.
- Превентивный подход в психотерапии. Сущность и принципы превентивного подхода.
- Психологический дебрифинг как форма кризисной интервенции.
- Требования к организации и структура психологического дебрифинга.
- Часть I– проработка основных чувств участников и измерение интенсивности стресса;
- Часть II– детальное обсуждение симптомов и обеспечение чувства защищенности и поддержки;
- Часть III– мобилизация ресурсов, обеспечение информацией и формирование планов на будущее.
- Психобиографический дебрифинг.
- Группа поддержки взрослым в горе.
- Группа поддержки детям в горе.
- Вскрывающая терапия как продолжительная конфронтация с тревожащими стимулами.
- Метод десенсибилизации и переработки травмы движениями глаз ф. Шапиро.
- Эриксонов метод помощи жертвам в острых кризисных ситуациях.
- Методы диагностики и профилактики стрессов. Программа вмешательства как результат оценки ресурсов борьбы со стрессом.
- Психологическое сопровождение в ситуации суицидальной опасности.
- Психологическое сопровождение в ситуации насилия.
- Психологическое просвещение: основные направления и принципы. Общие принципы разработки буклета «в помощь жертвам катастрофы».
- Телефонное консультирование и е-терапия.
- Преимущества телефонного консультирования:
- Психопрофилактика вторичной травматизации специалистов помогающих профессий. Вторичная травматизация
- Признаки вторичной травматизации
- Профилактика вторичной травматизации
- Ошибки мышления гемблеров. Методы диагностики гемблерства. (нет методов)
- Факторы суицидальной опасности. Диагностика суицидального риска.
- Синдром «эмоционального выгорания»: методы диагностики, профилактика и коррекции.