Адаптационный синдром. Стадии развития стресса.
Общий адаптационный синдром состоит из трех последовательных стадий — тревоги, резистентности (сопротивления) и истощения.
Стадия тревоги или немедленная мобилизация защитных сил.Возникает в момент действия стрессорного фактора, может продолжаться в течение 48 ч после воздействия стрессора. Её выраженность зависит от силы и продолжительности действия раздражителя. Эта стадия состоит из фазы шока и фазы контршока.
Вначале сопротивление организма понижается и происходят негативные реакции, т. е. начинается первая фаза шока, при которой наблюдаются мышечная и артериальная гипотензия, гипотермия, гипогликемия, сгущение крови, повышение проницаемости капилляров, инволюция лимфоидной ткани, язвенные поражения желудка и двенадцатиперстной кишки, отрицательный азотный баланс, т. е. происходят процессы катаболизма. Снижается сопротивляемость организма и если действия раздражителя выходят за пределы компенсаторных возможностей организма, то возможно наступление смерти. Если механизмы адаптации превалируют, то происходит усиление гормональной активности, т. е. наступает фаза противошока. Для этой фазы характерны изменения в обратном направлении (повышение артериального давления, мышечного тонуса, повышенное создание глюкортикоидов в крови, усиление секреции кортикотропина и кортикостероидов).
На стадии тревоги человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Это своего рода подготовка к следующему этапу, поэтому эта стадия иногда называется «предстартовой готовностью». Физически и психически человек чувствует себя очень хорошо, пребывает в приподнятом настроении. Одновременно в это время могут возникать заболевания, относящиеся к разряду так называемых «психосоматических»: гастриты, колиты, язвы, мигрени, аллергии (хотя к третьей стадии они возвращаются с утроенной силой).
Если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие, наступает следующая стадия.
Стадия резистентности (устойчивости или сопротивления)характеризуется перестройкой защитных систем организма, адаптацией кдействию стрессора. Резистентность организма поднимается выше нормы и не только к агенту, явившемуся причиной стресса, но и к другим патогенным раздражителям. Это свидетельствует о неспецифичности стресс-реакции. В этой фазе гипертрофируется корковое вещество надпочечных желез, активизируются анаболические процессы, усиливается гликогеногенез. В случае прекращения действия стресс-агента или ослабления его силы, вызванные им изменения в организме, постепенно нормализуются. Если же стрессор продолжает действовать еще дольше, то наступает следующая стадия.
Стадия истощения.Во время этой стадии выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций, т. е. происходит общее падение возможностей организма и развитие патологии. На этой стадии энергия исчерпана, функции защиты сломлены. Человек не имеет возможности защищаться.
В отличие от первой стадии, когда стресс ведет к раскрытию адаптационных резервов и ресурсов, состояние третьей фазы больше похоже на «призыв о помощи», которая может прийти только извне (поддержка или устранение стрессора). Происходит истощение функциональных резервов, атрофия коркового вещества надпочечных желез, падение артериального давления, распад белковых веществ, что приводит к развитию дистресса, клиническими проявлениями которого являются: проблемы со сном (бессонница или кошмары, прерывистый сон); раздражительность или вспышки гнева; нарушения памяти и концентрации внимания; сверхбдительность, которая вызывает постоянное физическое напряжение, что приводит к дополнительным проблемам; преувеличенное реагирование на внешние раздражители (вздрагивание, крик).
Нормальная психика в этой ситуации стремится смягчить дискомфорт: человек коренным образом меняет свое отношение к окружающему миру, старается сделать свою жизнь хоть немного легче, в результате чего возникает психическое напряжение. Если нет возможности его разрядить, то тело и душа (психика) находят способ «сжиться» с ним, приспособиться (адаптироваться) к нему. Если же психика человека не справляется с силой стрессора – развиваются болезни адаптации. Стресс служит патогенетической основой развития болезней. Стадия истощения, которая может возникнуть при стрессе, уже характеризует собой переход адаптивной реакции в патологию.
Недостаточность адаптации или ее отклонения в противоположную сторону являются, по Г. Селье, причиной развития болезней адаптации или стресс-болезнями, в развитии которых главную роль играют неспецифические стресс-эффекты, вызываемые патогенным фактором. При типичных стресс-болезнях в основе расстройств лежит недостаточность, избыточность или порочность реакции на стрессоры. Например, неадекватные нервные или гормональные реакции.
Однако как нет чистых стрессоров, так нет и чистых болезней адаптации. Неспецифические компоненты участвуют в патогенезе каждой болезни, но нет болезней, обусловленных стрессом в чистом виде. Основание для отнесения в эту категорию прямо пропорционально роли, которую в развитии заболевания играет плохая приспособляемость к стрессу. Например, при ряде заболеваний (пептическая язва, гипертония, хирургический шок, некоторые нервно-психические расстройства) стресс может быть самым важным патогенетическим фактором, и в силу этого они могут быть отнесены к стресс-болезням. В других случаях (острые летальные отравления, травмы спинного мозга, врожденные уродства) стресс играет небольшую роль или вообще не имеет значения, поэтому их уже нельзя отнести к болезням адаптации.
К болезням адаптации Г. Селье относил ревматизм, бронхиальную астму, некоторые болезни почек, сердца и сосудов, ряд кожных и других заболеваний. В их возникновении большое значение придается обуславливающим факторам. Этими факторами могут быть переохлаждение, перегревание, физическое переутомление, отягощенная наследственность, избыточное потребление поваренной соли. Таким образом, последствия стресс-реакции для организма могут быть как положительными, так и отрицательными (дистресс и эустресс).
- История становления кризисной психологии. Причины выделения кризисной психологии в самостоятельную отрасль психологической науки.
- Система основных понятий кризисной психологии и их характеристика.
- Экзистенциальное направление в философии и психологии как теоретическое основание кризисной психологии.
- Кризис. Классификация и характеристика кризисов.
- Адаптационный синдром. Стадии развития стресса.
- Психологический и физиологический стресс.
- Посттравматический стресс. История становления теории.
- Посттравматический стресс: симптоматика, диагностика, эпидемиология.
- Психологические последствия жестокого обращения в детстве.
- Суицид как проблема последствия выхода из стресса.
- Синдром «эмоционального выгорания» и факторы, влияющие на его возникновение.
- Синдром «эмоционального выгорания» и динамика его формирования.
- Одиночество как социально-психологическая проблема.
- Гемблерство как психологическая проблема.
- Проблема насилия. Виды насилия.
- Проблема насилия. Стадии насилия.
- Терроризм как социально-психологическое явление и вид насилия.
- Развод, или дистабилизация семейных отношений.
- Переживание потери. Концепции переживания потери.
- Возрастные особенности восприятия, переживания и преодоления горя.
- Фазы горя и их характеристика.
- Концепция непрерывности. Виды и типы непрерывностей.
- Теоретические основания концепции жизнестойкости.
- Практико-ориентированный блок вопросов
- Логотерапевтическая теория неврозов. Методы логотерапии.
- Подходы к коррекции травматического стресса.
- Превентивный подход в психотерапии. Сущность и принципы превентивного подхода.
- Психологический дебрифинг как форма кризисной интервенции.
- Требования к организации и структура психологического дебрифинга.
- Часть I– проработка основных чувств участников и измерение интенсивности стресса;
- Часть II– детальное обсуждение симптомов и обеспечение чувства защищенности и поддержки;
- Часть III– мобилизация ресурсов, обеспечение информацией и формирование планов на будущее.
- Психобиографический дебрифинг.
- Группа поддержки взрослым в горе.
- Группа поддержки детям в горе.
- Вскрывающая терапия как продолжительная конфронтация с тревожащими стимулами.
- Метод десенсибилизации и переработки травмы движениями глаз ф. Шапиро.
- Эриксонов метод помощи жертвам в острых кризисных ситуациях.
- Методы диагностики и профилактики стрессов. Программа вмешательства как результат оценки ресурсов борьбы со стрессом.
- Психологическое сопровождение в ситуации суицидальной опасности.
- Психологическое сопровождение в ситуации насилия.
- Психологическое просвещение: основные направления и принципы. Общие принципы разработки буклета «в помощь жертвам катастрофы».
- Телефонное консультирование и е-терапия.
- Преимущества телефонного консультирования:
- Психопрофилактика вторичной травматизации специалистов помогающих профессий. Вторичная травматизация
- Признаки вторичной травматизации
- Профилактика вторичной травматизации
- Ошибки мышления гемблеров. Методы диагностики гемблерства. (нет методов)
- Факторы суицидальной опасности. Диагностика суицидального риска.
- Синдром «эмоционального выгорания»: методы диагностики, профилактика и коррекции.