Группа поддержки детям в горе.
Дети, встречаясь в группе, друг с другом, получают возможность увидеть, как в зеркале, в других свои собственные переживания и осознать связь между своими ощущениями и смертью родного человека. Их нельзя назвать" потерявшими от страдания разум", у них вполне нормальная реакция на сложнейшую ситуацию. Цель работы группы — поощрять детей в их желании поделиться своим опытом, мыслями и переживаниями; так они глубже осознают всевозможные обстоятельства и самих себя в них. Дети воспроизводят на словесном уровне собственные действия и, узнавая друг друга ближе, получают возможность анализировать свой собственный случай, свои реакции на утрату и то, каким образом это влияет на их личностные особенности, на их Я-концепцию. Группа помощников, состоящая из взрослых, предлагает конструктивно расширить умение воспроизводить недавнее прошлое, что, скорее всего, делает более благотворным процесс переживания горя. В группе анализируется различная тематика, которая объединяет проблемы горя и концепции целостности, четкости, самоанализа и самосознания. Правила подбора группы. В группы, как правило, приглашаются дети школьного возраста — от 7 до 18 лет. Детям представляется как можно более широкий спектр опыта пребывания в горе, поэтому можно использовать две разные модели для работы в группе. Первая модель — это группа, собирающаяся 8 раз еженедельно (для детей младшего возраста) и 1 раз в две недели (для подростков). Занятия длятся 2 часа с должным перерывом. Другая модель — это работа в течение двух или трех дней с 9.00 до 16-00, с несколькими короткими перерывами и одним перерывом на прием пищи. Но как по процедуре, так и по содержанию, эти модели схожи друг с другом. Первое, что необходимо сделать - это послать письмо с приглашением в форме просьбы в те семьи, которые уже сами связывались с нами, либо в предлагаемые нам школы и больницы. В течение целого дня в группе, состоящей из 10 - 15 мальчиков и девочек, работают 3 взрослых помощника. Важно иметь в группе представителей обоих полов, (как среди детей, так и среди психологов). Девочки и мальчики часто выражают свое горе по-разному и могут учиться друг у друга. Руководители группы используют свои отличительные особенности, чтобы поддержать детей.
-
Содержание
- История становления кризисной психологии. Причины выделения кризисной психологии в самостоятельную отрасль психологической науки.
- Система основных понятий кризисной психологии и их характеристика.
- Экзистенциальное направление в философии и психологии как теоретическое основание кризисной психологии.
- Кризис. Классификация и характеристика кризисов.
- Адаптационный синдром. Стадии развития стресса.
- Психологический и физиологический стресс.
- Посттравматический стресс. История становления теории.
- Посттравматический стресс: симптоматика, диагностика, эпидемиология.
- Психологические последствия жестокого обращения в детстве.
- Суицид как проблема последствия выхода из стресса.
- Синдром «эмоционального выгорания» и факторы, влияющие на его возникновение.
- Синдром «эмоционального выгорания» и динамика его формирования.
- Одиночество как социально-психологическая проблема.
- Гемблерство как психологическая проблема.
- Проблема насилия. Виды насилия.
- Проблема насилия. Стадии насилия.
- Терроризм как социально-психологическое явление и вид насилия.
- Развод, или дистабилизация семейных отношений.
- Переживание потери. Концепции переживания потери.
- Возрастные особенности восприятия, переживания и преодоления горя.
- Фазы горя и их характеристика.
- Концепция непрерывности. Виды и типы непрерывностей.
- Теоретические основания концепции жизнестойкости.
- Практико-ориентированный блок вопросов
- Логотерапевтическая теория неврозов. Методы логотерапии.
- Подходы к коррекции травматического стресса.
- Превентивный подход в психотерапии. Сущность и принципы превентивного подхода.
- Психологический дебрифинг как форма кризисной интервенции.
- Требования к организации и структура психологического дебрифинга.
- Часть I– проработка основных чувств участников и измерение интенсивности стресса;
- Часть II– детальное обсуждение симптомов и обеспечение чувства защищенности и поддержки;
- Часть III– мобилизация ресурсов, обеспечение информацией и формирование планов на будущее.
- Психобиографический дебрифинг.
- Группа поддержки взрослым в горе.
- Группа поддержки детям в горе.
- Вскрывающая терапия как продолжительная конфронтация с тревожащими стимулами.
- Метод десенсибилизации и переработки травмы движениями глаз ф. Шапиро.
- Эриксонов метод помощи жертвам в острых кризисных ситуациях.
- Методы диагностики и профилактики стрессов. Программа вмешательства как результат оценки ресурсов борьбы со стрессом.
- Психологическое сопровождение в ситуации суицидальной опасности.
- Психологическое сопровождение в ситуации насилия.
- Психологическое просвещение: основные направления и принципы. Общие принципы разработки буклета «в помощь жертвам катастрофы».
- Телефонное консультирование и е-терапия.
- Преимущества телефонного консультирования:
- Психопрофилактика вторичной травматизации специалистов помогающих профессий. Вторичная травматизация
- Признаки вторичной травматизации
- Профилактика вторичной травматизации
- Ошибки мышления гемблеров. Методы диагностики гемблерства. (нет методов)
- Факторы суицидальной опасности. Диагностика суицидального риска.
- Синдром «эмоционального выгорания»: методы диагностики, профилактика и коррекции.