logo search
психол 3 курс

1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Ее теоретическое и практическое значение

Составляющими предмета возрастной психологии являются: изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой, при этом изменения могут быть различны: количественные (увеличение словарного запаса, объема памяти...); качественные (усложнение грамматических конструктов в речи - от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию) - революционные - более глубокие, происходят быстро (скачок в развитии), появляются на рубеже периодов; ситуационные - связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении; понятие возраста - определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека. закономерности, механизмы и движущие силы психического развития; детство - предмет возрастной психологии по Обуховой - период усиленного развития, изменений и обучения.

В большинстве источников возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического

развития здорового человека.

Задачи возрастной психологии-

1. раскрыть предпосылки, условия и движущие силы психического развития человека с момента рождения до глубокой старости,

2. описать динамику развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных) и свойств формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных особенностей деятельности и общения.

3. Возрастная психология должна дать характеристику каждого периода жизни человека, вскрыв его специфические и взаимосвязанные с другими периодами особенности, показать различия протекания каждого периода у людей с разными индивидуально-психологическими характеристиками.

Методы исследования в возрастной психологии. Одна часть методик в возрастной психологии заимствована из общей психологии, другая из дифференциальной психологии, третья из социальной психологии'.

Из общей психологии в возрастную пришли все методы, которые используются для изучения когнитивных процессов и личности ребенка: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи. Дифференциальная психология: для изучения индивидуальных и возрастных различий детей. метод близнецов -исследуются сходство и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами и делаются выводы (влияние среды или наследственности).

Из социальной психологии методы посредством которых изучаются межличностные отношения в различных детских группах, а также взаимоотношения между детьми и взрослыми людьми.

Это - наблюдение, опрос, интервью, социометрические методы, социально-психологический эксперимент,

Наблюдение (цель наблюдения, ответить на вопросы о том, ради чего оно осуществляется и какие результаты в конечном счете должно будет дать, программа наблюдения, разработать план, рассчитанный на то, чтобы привести исследователя к желаемой цели)-регулярно

Интервалы, с которыми должно проводиться наблюдение за детьми, зависят от их возраста.

0-2-3 мес- ежедневно. 3 мес-1- еженедельно; в раннем детстве,- ежемесячно; в дошкольном детстве,— как минимум один раз в полгода в младшем школьном возрасте - раз в год и т. д.

Опрос: трудности ребенок не всегда правильно понимает адресованные ему вопросы.

- рекомендуется прежде всего убедиться в правильности понимания ребенком адресованных ему вопросов и только после этого интерпретировать и обсуждать даваемые им ответы.

эксперимент Включение ребенка в экспериментальную игровую ситуацию позволяет получить непосредственные реакции ребенка на воздействующие стимулы и на основе этих реакций судить о том, что ребенок скрывает от наблюдения или не в состоянии вербализовать при опросе. Непосредственность, длительное время могут играть определенную социальную роль,

их эмоциональная откликаемость и увлекаемость. - отсутствие у ребенка непосредственного интереса к тому, что ему предлагают делать в эксперименте, не позволяет ему проявить свои интеллектуальные способности и интересующие исследователя психологические качества.

Тестирование Свои интеллектуальные способности и личностные качества дети демонстрируют во время тестирования лишь тогда, когда их участие в тестировании непосредственно стимулируется привлекательными для ребенка способами. например получением поощрения или какой-нибудь награды. Для психодиагностики детей обычно используют тесты. аналогичные взрослым, но более простые и адаптированные. В качестве примеров подобного рода теста можно указать детские варианты теста Кеттела и теста Векслера, а также некоторые формы социометрического теста.

2. Структура возрастной психологии и ее связь с другими науками. Актуальные проблемы

возрастной психологии.

Проблемы современной возрастной психологии

Проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека; 2. Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?);

3. Проблема соотношения и выявления задатков и способностей;

4. Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка. Структура возрастной психологии и ее связь с другими науками

Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Выделяется 3 раздела возрастной психологии:

1. детская психология (от рождения до б лет);

2. психология младшего школьника

3. психология подростка

4. психология ранней юности (15-17 лет)

5. психология взрослых, зрелых возрастов;

б. геронтология или психология пожилого возраста,

Возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией человека, социальной, педагогической и дифференциальной психологией.

в общей психологии исследуются психические функции - восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение. В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции на разных возрастных этапах. В психологии человека рассматриваются такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д., а возрастная психология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются у ребенка, каковы их особенности в определенном возрасте.

Связь возрастной психологии с социальной показывает зависимость развития и поведения ребенка от особенностей тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний. Возрастная и педагогическая психология как бы смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрослого с разных сторон: возрастная психология с точки зрения ребенка, педагогическая - с точки зрения воспитателя, учителя. Помимо возрастных закономерностей развития существуют и индивидуальные различия, которыми занимается дифференциальная психология: дети одного возраста могут обладать разным уровнем интеллекта и разными личностными свойствами. В возрастной психологии изучаются возрастные закономерности, общие для всех детей. Но при этом отмечаются и возможные отклонения в ту или иную сторону от всеобщих линий развития.

Генетическая психология (психология развития) интересуется проблемами возникновения и развития психических процессов, она может опираться на результаты исследований, выполненных на детях, но сами дети не составляют предмета изучения генетической психологии. Задача подобного анализа сводится к тому, чтобы экспериментально представить всякую высшую форму поведения не как вещь, а как процесс, взять ее в движении.