44. Психологические особенности ранней взрослости.
- диалектического мышления, гибкое использование интеллекта и развивающиеся смысловые системы. Д. Левинсон жизненный путь мужчин: Соотнесение мечты и реальности
• Обретение наставника
• Построение карьеры
Установление близких отношений- построение семьи
женщины из тех же 4 задач: особенно отличия в мужских и женских мечтах. Мужские мечты о будущем в основном связаны с работой, женские более раздроблены — стремление сочетать карьеру и замужество.
Второе отличие- женщины имеют наставников реже, чем мужчины.
30-летний рубеж представляет собой стрессовую ситуацию как для мужчин, так и для женщин.
У мужчин сосредоточенность на карьере, работе не меняется, у женщин - изменение приоритетов, установленных в начале ранней взрослости: замужество и воспитание детей-профессиональные цели...
идеал семьи. - огромная сила воздействия на человека- стереотипы поведения родительских семей-стереотипов в виде ожиданий и требований (даже по отношению друг к другу).— любовная лодка разбивается о быт: мытье посуды, уборка, приготовление пищи, совместное проведение времени и тому подобное.
45. Психологические особенности переходного возраста (30-35 лет) Переходный возраст, к сожалению, для большинства людей - это половина прожитой жизни.
Что происходит в переходном возрасте для женщины: она достигает максимума в своем физиологическом развитии, то есть чувствует себя сильной, источник этой силы - ее тело, его органическая, полноценная жизнь; это рождает переживание своих потенциальных возможностей действия («Я могу, потому что у меня есть силы»).
В этом возрасте проходит испытание разумом сила материнских чувств. Это проявляется, в частности, в том, что психологическая дистанция между матерью и ребенком (детьми) изменяется как пространственно (дети большую часть времени проводят вне семьи), так и содержательно. У детей появляется «своя жизнь», которая может быть мало известна или совсем не известна их матери.
Психологическое пространство семейных отношений начинает испытывать на себе более-менее опосредованное влияние чужих людей (друзей и учителей детей, сослуживцев жены и мужа и др.). Одна из важнейших особенностей переходного возраста женщины: -надо уже и уметь строить поведение в соответствии со своей ролью. - психологическое пространство становится сложнее и шире за счет уже упоминавшихся чужих людей.
дети - она их учит неправильно, сейчас у детей другие правила.
чувства к мужу - надо учиться (заново, снова и так всю жизнь) проявлять свое чувство, чтобы оно жило.
Одна из психологических ловушек этого возраста состоит в соблазне уйти в собственные чувства.
Переживания женщины, основанные на ее чувствах и эмоциях, создают еще одну психологическую ловушку — ловушку участия, или, точнее, со-участия в жизни близких людей, о которых она постоянно думает.
Переходный возраст в жизни мужчины
1) отец-друг, 2) отец - судья, 3) отец - кормилец, 4)отец - психотерапевт, 5) отец - «нет дома».
Данная классификация отражает различную степень связи отца с членами семьи.
Интеллектуальные силы мужч - в освоении нового, в способности к сосредоточению.
Эмоциональная сила мужчины проявляется в его возможности свободно переживать свои чувства, ясно выражать их и управлять ими.
Социальная сила - его умение общаться с другими людьми, понимать их, сотрудничать с ними для достижения общих высоких целей. Незаменимость - нужность другим людям - это и есть проявление социальной силы.
Социальная сила человека невозможна без его материальной силы-духовной силы.
В переходном возрасте условиями, способствующими развитию рефлексии мужчины на содержание собственного мышления, являются:
- смена оценок близких людей за счет появления в психологическом пространстве большего числа чужих людей; - необходимость осуществлять по отношению к подрастающим детям осознанную концепцию «правильной» жизни; - необходимость выстраивать отношения с собственным меняющимся телом и его свойствами;
необходимость оценивать пройденный жизненный путь как его возможную половину (возможное несоответствие переживаний психологического и физического возраста).
- 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Ее теоретическое и практическое значение
- 3. Стратегии исследования психического развития ребенка: стратегия наблюдения.
- 4. Стратегии исследования психического развития ребенка: стратегия констатирующего эксперимента.
- 5. Стратегии исследования психического развития ребенка: стратегия формируются о эксперимента.
- 6. Исторический анализ понятия "детство". Категория "развитие" в психологии.
- 7. Понятие возраста. Основные группы периодизации развития в отечественной и зарубежной психологии.
- 1. Понятие возраста в психологии
- 1) Стадии развития интеллекта по ж. Пиаже.
- 1 Уровень: преднравственная Страх наказания (4-1о лет).
- 11 Уровень: конвенциальная Стыд перед окружающими людьми (10-13 лет).
- 111 Уровень: Постконвенциальная Совесть (13 лет...).
- 8. Периодизация личностного развития э.Эриксона
- 9. Возрастная периодизация психического развития л.С. Выготского.
- 10. Ведущий вид деятельности в различные возрастные периоды.
- 11. Понятие «зоны ближайшего развития» и «зоны актуального развития». Их теоретическое и практическое значение.
- 12. Развитие ребенка в период новорожденности (психофизические особенности новорожденности. Рефлексы и их значение. Новообразования, комплекс оживления)
- 13. Развитие ребенка в период младенчества (социальная ситуация развития, эмоциональная жизнь ребенка, характеристика психических процессов, новообразования)
- 14. Кризис одного года.
- 15. Особенности психического развития в раннем детстве. Роль предметно-манипулятивной деятельности в психическом развитии.
- 4. Проявление личности в раннем возрасте
- 16.Причины и сущность кризиса 3-х лет. Роль этого явления в психическом развитии ребенка.
- 17. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. Игровая и изобразительная деятельность дошкольника
- 18. Развитие психических функций и коммуникативных навыков в дошкольном возрасте.
- 19. Психологические особенности формирования самосознания, мотивационной, эмоциональной сферы дошкольника.
- 20. Кризис семи лет.
- 21. Проблема психологической готовности ребенка к школе. Основные трудности адаптации ребенка к школе.
- 23. Левшевство, леворукость, профиль латеральности, графическое и бытовое функциональное превосходство. Причины левшевства. Теории о природных способностях «левшей».
- 24. Школьные трудности леворуких детей.
- 26. Особенности общения в младшем школьном возрасте.
- 27. Развитие личности в младшем школьном возрасте.
- 28. Особенности развития познавательной сферы в младшем школьном возрасте.
- 30. Акселерация и ретардация в детском и подростковом возрасте. Теории акселерации и ретардации.
- 31. Особенности психологического кризиса подросткового возраста.
- 33. Общение со сверстниками как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте.
- 34. Учебная деятельность и познавательное развитие подростков. Учебная деятельность и познавательное развитие подростков
- 35. Особенности поведения подростков с различными акцентуациями характера.
- 36. Особенности эмоционально-волевой сферы подростков.
- 37. Причины отклоняющего поведения подростков. Особенности личности «трудных» подростков.
- 1 «Трудные дети» — дети, которым трудно
- 2. Факторы становления агрессивного поведения подростков
- 3.1 Влияние группы на поведение подростка.
- 4. Рекомендации к общению с подростками разных типов поведения в группе
- 38. Социальная ситуация развития в период ранней юности.
- 39. Психологические проблемы мотивации учения и профессиональной ориентации в юношеском возрасте.
- 40. Особенности познавательной деятельности в юношеском возрасте.
- 41. Особенности становления личности старшеклассника.
- 42. Формирование мировоззрения в юношеском возрасте. Особенности развития самосознания в ранней юности.
- 43. Развитие межличностных отношений в юношеском возрасте.
- 44. Психологические особенности ранней взрослости.
- 46. Психологические особенности периода зрелости.
- 47. Причина и сущность кризисов периода старости.
- 48. Психологические особенности стареющего человека. Пути самореализации в старости.