6. Исторический анализ понятия "детство". Категория "развитие" в психологии.
Детство - это период парадоксов и противоречий,
1. Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек - наиболее совершенное существо в природе.
2. В ходе истории непрерывно росло обогащение материальной и духовной культуры человечества. За тысячелетия человеческий опыт увеличился во много тысяч раз. Но за это же время новорожденный ребенок практически не изменился. Новорожденный современного человека ни в чем существенном не отличается от новорожденного, жившего несколько тысяч лет назад.
Детство - период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества.
Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.
Проблема истории детства -- одна из наиболее трудных в современной детской психологии, так как в этой области невозможно проводить ни наблюдение, ни эксперимент: памятники культуры, имеющие отношение к детям, бедны. Даже в тех, не очень частных случаях, когда в археологических раскопках находят игрушки, это обычно — предметы культа, которые в древности клали в могилы, чтобы они служили хозяину в загробном мире. Миниатюрные изображения людей и животных использовались также в целях колдовства и магии.
Теория Эльконина Д.Б. на самых ранних ступенях развития человеческого общества, ребенок очень рано приобщался к труду взрослых, при таких условиях не было ни необходимости, ни времени для стадии подготовки детей к будущей трудовой деятельности.
Детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включить в систему общественного воспроизводства: ребенок еще не может овладеть орудиями труда в силу их сложности.
Ф. Ариес вплоть до ХШ века искусство не обращалось к детям, художники даже не пытались их изображать.
Детские образы в живописи Х111 века встречаются лишь в религиозно-аллегорических сюжетах. Это ангелы, младенец Иисус и нагое дитя как символ души умершего. в ХV1 веке- портреты умерших детей.
В ХV11 веке впервые на полотнах художников начинают появляться первые портретные изображения реальных детей. одежда
В средние века, как только ребенок вырастал из пеленок, его сразу же одевали в костюм, ничем не отличающийся от одежды взрослого соответствующего социального положения.
Только в ХУ1-ХУ11 веках появляется специальная детская одежда, отличающая ребенка от взрослого. Интересно, что для мальчиков и девочек в возрасте 2-4 лет одежда была одинаковой и состояла из детского платьица.
Анализируя портретные изображения детей на старинных картинах и описание детского костюма в литературе, Ф. Ариес выделяет три тенденции в эволюции детской одежды:
1. Феминизация — костюм для мальчиков во многом повторяет детали женской одежды
2. Архаизация — одежда детей в данное историческое время запаздывает по сравнению со взрослой модой и во многом повторяет взрослый костюм прошлой эпохи (так у мальчиков появились короткие штаны).
3. Использование для детей высших сословий обычного взрослого костюма низших (крестьянской одежды).
Таким образом, согласно концепции Ф. Ариеса, понятие детства и отрочества связано со школой и классной организацией школы как теми специальными структурами, которые были созданы обществом для того, чтобы дать детям необходимую подготовку для социальной жизни и профессиональной деятельности.
Минусы теории Ф. Ариесп.
1. Детство имеет свои законы и, естественно, не зависит от того, что художники начинают обращать на детей внимание и изображать их на своих полотнах.
2. Исследование Ф. Ариеса начинается со Средневековья, ибо лишь в то время появляются живописные сюжеты с
изображением детей. Но забота о детях, идея воспитания, разумеется, появились задолго до средних веков. Уже у
Аристотеля встречаются мысли, посвященные детям.
3. К тому же работа Ф. Ариеса ограничена исследованием детства только европейского ребенка из высших слоев
общества и описывает историю детства вне связи с социально-экономическим уровнем развития общества.
Категория "развитие" в психологии и философии
роста — это процесс количественных изменении внутренней структуры
Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований. новых механизмов, новых процессов, новых структур. В философии сложилось несколько методологических установок при подходе к проблеме развития. Первый подход - натурализм - развитие есть созревание имеющихся способностей, склонностей и т.д. Второй подход - историзм - субъективизация формирование субъектности человека). Л. С. Выготский различал преформированный и непреформированныи типы развития: 1) Преформированный тип — когда в самом начале заданы стадии, которые пройдет явление и конечный результат, который явление достигнет(эмбриональное развитие); В психологии была попытка представить психическое развитие по принципу эмбрионального развития. Это концепция Ст. Холла. В ее основе лежит биогенетический закон Геккеля: онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Психическое развитие рассматривалось Ст. Холлом как краткое повторение стадий психического развития животных и предков современного человека. 2) Непреформированный тип - когда путь развития непредопределен заранее (историческое развитие, развитие ребенка. Созревание — форма количественного изменения, генетически обусловленное становление морфологических и физиологических свойств и признаков. Основные признаки созревания: наличие стадий, которые наступают без внешнего вмешательства.Формирование — совокупность приемов и способов социального воздействия на индивида, имеющие целью создать определенные социальные ценности, мировоззрение, концепции жизни, воспитать качества личности, определенный склад мышления. Формирование идет через обучение и воспитание.
- 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Ее теоретическое и практическое значение
- 3. Стратегии исследования психического развития ребенка: стратегия наблюдения.
- 4. Стратегии исследования психического развития ребенка: стратегия констатирующего эксперимента.
- 5. Стратегии исследования психического развития ребенка: стратегия формируются о эксперимента.
- 6. Исторический анализ понятия "детство". Категория "развитие" в психологии.
- 7. Понятие возраста. Основные группы периодизации развития в отечественной и зарубежной психологии.
- 1. Понятие возраста в психологии
- 1) Стадии развития интеллекта по ж. Пиаже.
- 1 Уровень: преднравственная Страх наказания (4-1о лет).
- 11 Уровень: конвенциальная Стыд перед окружающими людьми (10-13 лет).
- 111 Уровень: Постконвенциальная Совесть (13 лет...).
- 8. Периодизация личностного развития э.Эриксона
- 9. Возрастная периодизация психического развития л.С. Выготского.
- 10. Ведущий вид деятельности в различные возрастные периоды.
- 11. Понятие «зоны ближайшего развития» и «зоны актуального развития». Их теоретическое и практическое значение.
- 12. Развитие ребенка в период новорожденности (психофизические особенности новорожденности. Рефлексы и их значение. Новообразования, комплекс оживления)
- 13. Развитие ребенка в период младенчества (социальная ситуация развития, эмоциональная жизнь ребенка, характеристика психических процессов, новообразования)
- 14. Кризис одного года.
- 15. Особенности психического развития в раннем детстве. Роль предметно-манипулятивной деятельности в психическом развитии.
- 4. Проявление личности в раннем возрасте
- 16.Причины и сущность кризиса 3-х лет. Роль этого явления в психическом развитии ребенка.
- 17. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. Игровая и изобразительная деятельность дошкольника
- 18. Развитие психических функций и коммуникативных навыков в дошкольном возрасте.
- 19. Психологические особенности формирования самосознания, мотивационной, эмоциональной сферы дошкольника.
- 20. Кризис семи лет.
- 21. Проблема психологической готовности ребенка к школе. Основные трудности адаптации ребенка к школе.
- 23. Левшевство, леворукость, профиль латеральности, графическое и бытовое функциональное превосходство. Причины левшевства. Теории о природных способностях «левшей».
- 24. Школьные трудности леворуких детей.
- 26. Особенности общения в младшем школьном возрасте.
- 27. Развитие личности в младшем школьном возрасте.
- 28. Особенности развития познавательной сферы в младшем школьном возрасте.
- 30. Акселерация и ретардация в детском и подростковом возрасте. Теории акселерации и ретардации.
- 31. Особенности психологического кризиса подросткового возраста.
- 33. Общение со сверстниками как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте.
- 34. Учебная деятельность и познавательное развитие подростков. Учебная деятельность и познавательное развитие подростков
- 35. Особенности поведения подростков с различными акцентуациями характера.
- 36. Особенности эмоционально-волевой сферы подростков.
- 37. Причины отклоняющего поведения подростков. Особенности личности «трудных» подростков.
- 1 «Трудные дети» — дети, которым трудно
- 2. Факторы становления агрессивного поведения подростков
- 3.1 Влияние группы на поведение подростка.
- 4. Рекомендации к общению с подростками разных типов поведения в группе
- 38. Социальная ситуация развития в период ранней юности.
- 39. Психологические проблемы мотивации учения и профессиональной ориентации в юношеском возрасте.
- 40. Особенности познавательной деятельности в юношеском возрасте.
- 41. Особенности становления личности старшеклассника.
- 42. Формирование мировоззрения в юношеском возрасте. Особенности развития самосознания в ранней юности.
- 43. Развитие межличностных отношений в юношеском возрасте.
- 44. Психологические особенности ранней взрослости.
- 46. Психологические особенности периода зрелости.
- 47. Причина и сущность кризисов периода старости.
- 48. Психологические особенности стареющего человека. Пути самореализации в старости.