logo
психол 3 курс

6. Исторический анализ понятия "детство". Категория "развитие" в психологии.

Детство - это период парадоксов и противоречий,

1. Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек - наиболее совершенное существо в природе.

2. В ходе истории непрерывно росло обогащение материальной и духовной культуры человечества. За тысячелетия человеческий опыт увеличился во много тысяч раз. Но за это же время новорожденный ребенок практически не изменился. Новорожденный современного человека ни в чем существенном не отличается от новорожденного, жившего несколько тысяч лет назад.

Детство - период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества.

Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.

Проблема истории детства -- одна из наиболее трудных в современной детской психологии, так как в этой области невозможно проводить ни наблюдение, ни эксперимент: памятники культуры, имеющие отношение к детям, бедны. Даже в тех, не очень частных случаях, когда в археологических раскопках находят игрушки, это обычно — предметы культа, которые в древности клали в могилы, чтобы они служили хозяину в загробном мире. Миниатюрные изображения людей и животных использовались также в целях колдовства и магии.

Теория Эльконина Д.Б. на самых ранних ступенях развития человеческого общества, ребенок очень рано приобщался к труду взрослых, при таких условиях не было ни необходимости, ни времени для стадии подготовки детей к будущей трудовой деятельности.

Детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включить в систему общественного воспроизводства: ребенок еще не может овладеть орудиями труда в силу их сложности.

Ф. Ариес вплоть до ХШ века искусство не обращалось к детям, художники даже не пытались их изображать.

Детские образы в живописи Х111 века встречаются лишь в религиозно-аллегорических сюжетах. Это ангелы, младенец Иисус и нагое дитя как символ души умершего. в ХV1 веке- портреты умерших детей.

В ХV11 веке впервые на полотнах художников начинают появляться первые портретные изображения реальных детей. одежда

В средние века, как только ребенок вырастал из пеленок, его сразу же одевали в костюм, ничем не отличающийся от одежды взрослого соответствующего социального положения.

Только в ХУ1-ХУ11 веках появляется специальная детская одежда, отличающая ребенка от взрослого. Интересно, что для мальчиков и девочек в возрасте 2-4 лет одежда была одинаковой и состояла из детского платьица.

Анализируя портретные изображения детей на старинных картинах и описание детского костюма в литературе, Ф. Ариес выделяет три тенденции в эволюции детской одежды:

1. Феминизация — костюм для мальчиков во многом повторяет детали женской одежды

2. Архаизация — одежда детей в данное историческое время запаздывает по сравнению со взрослой модой и во многом повторяет взрослый костюм прошлой эпохи (так у мальчиков появились короткие штаны).

3. Использование для детей высших сословий обычного взрослого костюма низших (крестьянской одежды).

Таким образом, согласно концепции Ф. Ариеса, понятие детства и отрочества связано со школой и классной организацией школы как теми специальными структурами, которые были созданы обществом для того, чтобы дать детям необходимую подготовку для социальной жизни и профессиональной деятельности.

Минусы теории Ф. Ариесп.

1. Детство имеет свои законы и, естественно, не зависит от того, что художники начинают обращать на детей внимание и изображать их на своих полотнах.

2. Исследование Ф. Ариеса начинается со Средневековья, ибо лишь в то время появляются живописные сюжеты с

изображением детей. Но забота о детях, идея воспитания, разумеется, появились задолго до средних веков. Уже у

Аристотеля встречаются мысли, посвященные детям.

3. К тому же работа Ф. Ариеса ограничена исследованием детства только европейского ребенка из высших слоев

общества и описывает историю детства вне связи с социально-экономическим уровнем развития общества.

Категория "развитие" в психологии и философии

роста — это процесс количественных изменении внутренней структуры

Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований. новых механизмов, новых процессов, новых структур. В философии сложилось несколько методологических установок при подходе к проблеме развития. Первый подход - натурализм - развитие есть созревание имеющихся способностей, склонностей и т.д. Второй подход - историзм - субъективизация формирование субъектности человека). Л. С. Выготский различал преформированный и непреформированныи типы развития: 1) Преформированный тип — когда в самом начале заданы стадии, которые пройдет явление и конечный результат, который явление достигнет(эмбриональное развитие); В психологии была попытка представить психическое развитие по принципу эмбрионального развития. Это концепция Ст. Холла. В ее основе лежит биогенетический закон Геккеля: онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Психическое развитие рассматривалось Ст. Холлом как краткое повторение стадий психического развития животных и предков современного человека. 2) Непреформированный тип - когда путь развития непредопределен заранее (историческое развитие, развитие ребенка. Созревание — форма количественного изменения, генетически обусловленное становление морфологических и физиологических свойств и признаков. Основные признаки созревания: наличие стадий, которые наступают без внешнего вмешательства.Формирование — совокупность приемов и способов социального воздействия на индивида, имеющие целью создать определенные социальные ценности, мировоззрение, концепции жизни, воспитать качества личности, определенный склад мышления. Формирование идет через обучение и воспитание.