logo
психол 3 курс

15. Особенности психического развития в раннем детстве. Роль предметно-манипулятивной деятельности в психическом развитии.

Социальная ситуация.

В отношениях со взрослыми ребенок проявляет выраженную подражательность- - простейшая форма идентификации. чувство доверия к людям — готовность к присвоению материальной, психической и духовной культуры.

- усвоение культурных способов употребления предметов.

во-первых взрослый даёт ребёнку смысл действий с предметом, его общественную функцию;

во-вторых он организует действия и движения ребёнка;

в-третьих, он через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребёнка.

Предметная деятельность как ведущая деятельность раннего детства.

Целью предметной деятельности является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними

Д.Б. Эльконин рассматривал развитие предметного действия в раннем возрасте по двум основным направлениям.

Первая линия развития: от развитие действия от совместного с взрослым до самостоятельного исполнения.

• Взрослый берет ручонки ребенка и производит ими действия.

• Взрослый только начинает действие, а ребенок заканчивает его -ребенок знает, что произойдет в результате выполнения действия.

-исполнения действия на основе показа. – речевое указание, -действие ребенка

Вторая линия - линия развития ориентации в системе свойств объекта и действий с ним у самого ребенка.

Неспецифическое(к. 1 г) — специфическое (после 2л) использование предметов

В рамках предметной деятельности зарождается игра (в конце раннего детства).

Игровая деятельность.

1. манипулируют с предметом так, как им показал взрослый.

2. Очень скоро, однако, ребенок начинает переносить способ действия взрослого на другие предметы.

3. В дополнение к сюжетным игрушкам дети начинают широко использовать всевозможные предметы в качестве заместителей отсутствующих предметов.:

2. Особенности общения.

1. «Немые» формы руководства становятся уже недостаточными,

2.. Если с детьми общаются мало, ограничиваясь уходом за ними, то они резко отстают в развитии речи. С другой стороны, если взрослые в общении с ребенком пытаются ловить каждое желание ребенка, исполнять все, что он хочет, по первому жесту, ребенок может долго обходиться без Речи.

Развитие психических функций в раннем возрасте

Речь.

Пассивная речь в развитии опережает активную.

Первое языковое "открытие", описанное В. Штерном. каждый предмет имеет свое название.

В начале раннего возраста в речи ребенка наблюдается феномен однословного предложения. "Кукла", - "Мама, дай куклу".

Второе языковое "открытие" — это "открытие" флективной природы языка, описанное: слова в предложении связаны между собой путем изменения окончаний.

Фонематический слух опережает развитие артикуляции. происходит переход от указательной к номинативной обозначающей

Автономная речь ребенка исчезает.

К 1 году словарь ребенка — 10 слов;

К 1г.8м. - 100 слов;

К 2 г. — 300 слов и более;

К 3 г. - 1000-1500 слов. 1 года до 2 лет - происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности 44, 45 полей и всей зоны Брока.

В итоге, между 1,5 и 2 годами у ребенка появляются первые не односложные предложения (из 2-3 слов).

В возрасте 2-2,5 года речь — из главных предложений, которые между собой не связаны или связаны такими союзами как «и», «и вот», «и еще». Приблизительно с 2,5 лет в речи детей появляются придаточные предложения,

К двухлетнему возрасту формирование фонематического слуха ребенка с нормальным интеллектом в основном заканчивается.

К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка.

И.П. Сеченов:

1-1,5 года — каждое слово означает конкретный предмет («мама», «ляля», «елка»)

1,5-3 года появляется множественное число («мамы», «ляли», «елки»)

Восприятие.

Годовалый ребенок не способен последовательно, систематически осмотреть предмет. Как правило, он выхватывает какой-то один бросающийся в глаза признак и реагирует только на него, по нему опознает предметы. Усвоив слово «пти» (птичка), ребенок называет так все предметы, имеющие крылья.

Зрительное соотнесение предметов: в начале раннего возраста ребенок, прикладывая нижнюю половину матрешки к верхней, ребенок обнаруживает, что она не подходит, берет другую, снова прикладывает, пока, наконец, не найдет нужную.

Причем сначала дети начинают выполнять выбор по форме, потом - по величине, потом - по цвету.

В 3 года (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и восьми цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный).

Для восприятия внешнего мира на данной стадии умственного развития характерен эгоцентризм.

Воображение. Работает как механизм. В своих играх ребенок обычно воспроизводит действия и ситуации, заимствованные от взрослых, не строя собственного замысла. Слушая сказку про деда и бабу, он тут же вспоминает собственных дедушку и бабушку, а слушая про волка, представляет конкретное изображение на картинке.

К концу раннего возраста ребенок нередко стремится «сочинять» собственные сказки, рассказы. Это, однако, не более чем мозаичное варьирование собственным опытом.

Особенности памяти, Преобладают в данный период двигательная и эмоциональная память.

Память в раннем возрасте полностью непроизвольна: никаких специальных действий с целью запомнить или припомнить что-либо ребенок не выполняет. Развивается и долговременная память.

Мышление. переход от использования готовых связей или связей, показанных взрослыми, к их установлению. На первых порах установление новых связей происходит путем практических проб, причем на помощь ребенку нередко приходит случайность. переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (конец раннего возраста).

Задачи более сложные им либо не решаются вовсе, либо решаются в наглядно-действенном плане.

формирование обобщений - мысленного объединения предметов или действий, обладающих общими признаками. Например, слово «часы» ребенка учат относить и к маленьким ручным часам, и к будильнику, и к большим стенным часам Операция классификации. При решении задачи группировки предметов по их признакам дети в первую очередь ориентируются.

2,5 года - предметы уже классифицируются детьми по каким-либо существенным признакам, им присущим. В качестве таких признаков детьми последовательно выделяются и используются цвет, форма и величина предмета.