logo search
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ лекции

Развитие речи

В дош возрасте происходи расширение круга общения ребенка он идет в детский сад. Развитее речи в дош возрачте идет в нескольких направлениях:

Совершенствуется ее практическое употребление с другими людьми; Развитие словаря и грамматического строя речи, на протяжение дош периода словарный запас растет и составляет примерно 6000 слов. Очень большое значение на рост словаря в дош возрасте оказывает его социальная среда, в этом периоду дети начинают различаться по своему словарному запасу, словарь дошкольника увеличивается не засчет существительных, но прежде всего за счет местоимений, прилагательных, глаголов и числительных. В дош возрасте у реб продолжается развиваться умение реб сочетать слова в предложении по законам грамматики, в этом периоде усваивается морфологическая система родного языка, реб в основных чертах осваевает типы склонений и спряжений, идет развитие сложных предложений, идет развтие умений использовать различные соеденительные союзы для построения сложных предложений, появляется новая способность изменять слова путем использования разнообразных суффиксов, развивает детское словотворчество, дошкольники также открывают особенность речи, что некоторые слова могут рифмоваться (звуковая форма слова),

Речь постепенно становится основой перестройки психических процессов, она становится орудием мышления; Развитие фономатического слуха, формируется на основе непосредственно речевого общения, уже к 3 годам дети хорошо дифференцирую слова отличающиеся даже по одному звуку, однако производить звуковой анализ слова, расчлинять на составляющие его звуки и устанавливать порядок звуков в слове реб пока не умеет. Если ребенка обучать звуковому анализу слова то он к 6 годам этой способностью начинает овладевать, как правило это достигается за счет интонированого произнесения разбираемых слов, это умение очень важно, потому что чем лучше эта особенность развита реб будет проще овладевать чтением и письмом.

Осознание словесного состава речи. Долгое врями в процессе общения реб ориентируется не на словесный состав речи, а на предметную ситуации, которая определяет у него понимание слов. Для овладения грамотой реб важно научиться распозновать словесный состав речи, реб без специального обучения этой спосбностью реб не овладевает, при стихийном формировании эта способность развивается очень, очень медленно.

Развитие функции речи. В дош возрасте развивается следующие функции речи: коммуникативная, знаковая, экспрессивная и планирующая.

Коммуникативная функция – он общается с близкими людьми и это приводит к тому, что общение возникает по поводу конкретной ситуации, осуществляется с помощью ситуативной речи, эта речь представляет собой вопросы возникающие связи с деятельностью или при знакомстве с новыми предметами или явлениями, а с другой ответы на эти вопросы. Ситуативная речь хорошо ясна собеседнику, но мало понятно постороннему наблюдателю не знающего ситуацию, ситуативность может быть представлена многообразием форм, типичным для ситуативной речи является выпадением подлежащего, оно заменяетя местоимением в следствии чего речь пестрит словами – это, она, такой и по контексту не возможно установить к кому ли чему оно относится, точно также ситуативная речь изобилует наречиями и словесными шаблонами, однако они не уточняют ее содержания (указание там). Однако в этом возрасте круг общения значительно расширяется, он вынужден общаться с новыми людьми, реб должен научиться выстраивать речевой контекст так чтобы речь была понятно собеседнику. Под влиянием окружающих дошкольник начинает перестраивать ситуативную речь на ту речь которая была бы более понятна слушателю, так он постепенно вводит мето повторяющихся местоимений он использует существительные. У старших дошкольников часто можно наблюдать типичную речевую конструкцию, а именно реб сначала вводит местоимение, но затем чувствуя не ясность своего изложения поясняет его. Существенным шагом в развитии коммуникативной функции. Контекстность речи является новообразованием дошкольного возраста. В конце дош возрачта ситуативная речь переходит в контекстную. В развитие коммуникативной функции речи возникает объяснительная речь (развитие способствуют с-р игры, объясняются правила). Объяснительная речь требует определенной последовательности, нужно уметь выделять главное в ситуации.

Планирующая функция – заключатся в том, что речь превращается в средство планирования и регуляции практической деятельности ребенка, это достигается благодаря тому, что речь сливается с мышлением т.е. речь становится средством мышления – новообразование дошкольного возраста. Мышление ребенка еще в раннем возрасте было включено в его предметно-манипулятивную деятельность, а речь выступала в качестве обращения ко взрослому за помощью, но в конце уже раннего возраста мы можем наблюдать, что реб который осуществляет какую-то деятельность произносит слова которые никому не обращены, а обращены они к тому что он делает – возникает эгоцентрическая речь. На протяжении дошкольного возраста она изменяется, а именно в ней появляются слова предворяющие и направляющие деятельность ребенка, эти высказывания выражают образную мысль реб опережающую практическое действие.

В конце дошкольного возраста эгоцентрическая речь встречается все реже, реб выполняя какие-либо действия не обязательно проговаривает свои действия, это значит, что речь и мышление протекают во внутренней скрытой форме. В конце дош возраста эгоцентричесская речь интериоризируется и сохраняет свою планирующую функцию, внутренняя речь соеденяется с мышлением и станвится средством словесно-логического мышления – новообразование.

Знаковая функция речи: реб открывает для себя возможность использовать предметы знаки в качестве заместителей соответсвующих предметов выполняя такие виды деятельности как игра, рисование, конструирование. Развитие речи как знаковой формы деятельности может быть понято в соотношение с развитием других знаковых форм. ( в игре реб открывает знаковый смысл предмета заместителя, а в рисовании знаковый смысл графических изображений, одновременное называние одним словом его наименования отсутствующего предмета и его заместителя или предмета и графического изображения оно насыщает значения слова знаковым смыслом. Знаковый смысл постигается в предметной деятельности т.к. реб постепенно овладевает функциональным назначением предметом, а слово оставаясь одним и тем же в своем наименование меняет свое психологическое содержание, оно начинает выступать как своеобразный знак используемый реб и людьми для хранения и передачи некоторой индивидуальной информации о том, что находится за пределами словесного обозначения, т.о. знаковая функция речи является ключом для вхождения в мир человеческого социально- психологического пространства и средством для понимания людьми друг друга, через овладения знаками реб начинает соответствовать уровню знакового развития общества и становится современником своего периода жизни.

Экспрессивная функция речи: дополняет коммункикативную функцию, генетически одна из самых древних функций, связана с эмоциональной сферой человека свою речь мы эмоционально окрашиваем в зависимости от контекста. Экспрессивная функция соответствует всем видам речи (лепит - свойственна экспрессивная функция 10 месяцев). Эта функция развивается в с-р играх.

В дош возрасте начинает развиваться новый вид речи – письменная речь.