Тема 11: Психология творческого мышления.
План
1. Мышление как творческий психический процесс.
2. Формирование и развитие творческого мышления у ребенка.
3. Особенности творческой деятельности взрослых.
Рекомендуемый глоссарий по теме: Понятие творческого мышления. Изучение концепций и подходов к исследованию творческого мышления: Жариков Е.С., Лук А.Н., Варламова Е.П. Особенности и условия творческого мышления. Этапы и механизмы творческой деятельности мышления. Характеристика конвергентного и дивергентного типов мышления гештальтпсихологии. Стадии развития творческого мышления: наглядно - действенное; причинное; эвристическое. Анализ методов стимулирования проявления творческих способностей. Обзор основных признаков креативности. Условия развития творческого мышления. Методы стимуляции творческого мышления. Личностные методы стимулирования творческого мышления.
Рекомендации в помощь: Жариков Е.С. [с. 156] приводит следующие характеристические черты творческого мышления:
1) эвристичность– способность решать задачи,требующие открытия закономерностей,свойств, отношений;
2) креативность– умение создавать новые вещи и новые методы;
3) мобильность– способность переходить в смежные сферы науки, решать комплексные проблемы;
4) независимость– способность противостоять сложившимся в науке традициям и взглядам,мешающим получению принципиально нового знания;
5) экспрезентность– умение видеть перспективу изучаемого объекта на основе ограниченной информации о предмете рассмотрения,предсказывать его будущее состояние,строить гипотезы о его прошлых состояниях;
6) системность– способность охватывать объект как целое;
7) разумность– способность диалектически отрицать старые системы знаний,мешающие качественному изменению науки;
8) открытость– способность принимать и преломлять любые идеи;
9) антиномичность– видеть единство противоположенностей или исключающих друг друга определений предмета;
10) способность к обобщению материала,позволяющая подниматься от эмпирической конкретности к выводам об общих свойствах.
Основная литература.
Аллахвердян А. Г., Г. Ю. Мошкова, А. В. Юревич, М. Г. Ярошевский. Психология науки. М., 2009.
Боно, Э. Серьезное творческое мышление [Текст] / Э. Боно. – Минск, 2005.
Вагин, И.О. Умейте мыслить гениально [Текст] / И.О. Вагин. – СПб., 2004.
Дзикики, А. Творчество в науке [Текст] / А. Дзикики. – М., 2001.
Дорфман, Л. Полимодальность «Я» и креативность мышления [Текст] / Л. Дорфман, Г. Ковалева // Творчество в искусстве – искусство творчества. – М., 2000.
Либин, А.В. Дифференциальная психология [Текст] / А.В. Либин. – М., 2000.
Микалко, М. Игры для разума. Тренинг креативного мышления [Текст] / М. Микалко. – СПб., 2007.
Овчинникова, Т.Н. Личность и мышление: диагностика и коррекция [Текст] / Т.Н. Овчинникова. – М., 2000.
Психологическая диагностика [Текст] : учеб. пособие ; под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 2001.
Психология развития [Текст] ; под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001.
Петухов В.В. Психология мышления. М. 2008.
Тамберг, Ю.Г. Как научить ребенка думать [Текст] / Ю.Г. Тамберг. – Ростов н/Д., 2007.
Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. [Текст] / Ю.Г. Тамберг. – Ростов н/Д., 2009.
Эренберг, М. Развитие возможностей интеллекта [Текст] / М. Эренберг. – Минск, 2004.
Интернет-ресурсы по теме.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Allahv/03.php - Аллахвердян А. Г., Г. Ю. Мошкова, А. В. Юревич, М. Г. Ярошевский. Психология науки.
http://www.libsib.ru/obschaya-psichologiya/psichologiya-mishleniya/vse-stranitsi - Психология мышления. Особенности и условия творческого мышления.
http://magazine.mospsy.ru/nomer10/s07.shtml - Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка.
http://www.verbalgames.narod.ru/0verbst.html - развитие творческого мышления.
http://www.ebbinghaus.ru/wp-content/uploads/2009/05/petuchov.pdf - Петухов В.В. Психология мышления. М. 2008.
http://www.koob.ru/superlearning/ - книги по творческому мышлению.
- Тема 1: Проявление сознания в поведении человека.
- Тема 2: Внимание и установка.
- Тема 3: Факторы, определяющие развитие памяти у человека.
- Тема 4: Сенсорные процессы (ощущения и восприятия) в деятельности и общении.
- Http://psylib.Org.Ua/books/vekkl01/index.Htm - л.М.Веккер Психика и реальность : единая теория психических процессов. Издательство "Смысл". Москва, 2000
- Тема 5: Возрастные и индивидуальные особенности памяти.
- Тема 6: Речь как инструмент мышления.
- 1. Выгодский л.С. Мышление и речь. М., 2007.
- Тема 7: Проблемы измерения мышления. Тесты и коэффициенты интеллекта.
- Тема 8: Роль воображения в деятельности и общении.
- Тема 9: Мечта, грезы, фантазия - особые виды воображения.
- Тема 10: Сны и сновидения: их значение в психологии.
- Тема 11: Психология творческого мышления.
- Тема 12: Взаимосвязь эмоций и потребностей человека.
- Тема 13: Любовь как нравственное чувство.
- Тема 14: Становление и современное состояние психологической науки.
- Тема 15: Влияние интереса человека на развитие способностей.
- Тема 16: Понятие проективных методик их многообразие и значение в психологии.
- Http://www.I2r.Ru/static/493/out_19861.Shtml - Проективные методики в качественных исследованиях.
- Тема 17: Значение невербального общения в жизни человека.
- Http://www.It-med.Ru/library/V/verbalne.Htm - Вербальные и невербальные коммуникации.
- Http://www.E-reading.Org.Ua/chapter.Php/97640/86/Makarova_-_Psihologiya__konspekt_lekciii.Html - Макарова Психология: конспект лекций
- Http://sbiblio.Com/biblio/archive/averianov_xrpsiholog/ps12.Aspx - Буртовая е.В.(сост.) Хрестоматия по психологии.2000 (и. Атватер Невербальное общение)
- Тема 18: Достоинства и недостатки различных типов темперамента.
- Тема 19: Зависимость стиля общения от свойств темперамента.
- Тема 20: Роль темперамента в деятельности человека.
- Тема 21: Характер как интегративное свойство личности.
- Тема 22: Способности, одаренность, талант: взаимосвязь и различия.
- Тема 23: Умственные способности и возраст.
- 2. Бадмаева н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ: Издательство всгту, 2004. – 280 с
- Тема 24: Природа индивидуальных различий в способностях у детей.
- Тема 25: Основные параметры индивидуальных различий личности.
- Тема 26: Потребности и мотивы в становлении личности.
- Тема 27: Волевые качества личности и их формирование.
- Тема 28: Привычки и их роль в осуществлении деятельности.
- Тема 29: Психология страха, тревоги и тревожности.
- Тема 30: Стрессы в жизни человека.
- Http://www.Koob.Ru/lupyan/barriers_communication - Лупьян я.А Барьеры общения, конфликты, стресс. М., 2008.
- Общие Интернет-ресурсы для написания рефератов::