Тема 3: Факторы, определяющие развитие памяти у человека.
План.
1. Роль памяти в жизни и деятельности человека.
2. Особенности процессов памяти и их закономерности.
3. Условия и факторы, определяющие развитие памяти у человека.
Рекомендуемый глоссарий по теме:
Общая характеристика значения памяти как психического процесса и её роли в психической жизни человека.Основные функции памяти при выполнении деятельности: игровой, учебной и профессиональной. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие. Основные процессы и механизмы памяти. Знаковая память: методика развития и факторы, влияющие на её развитие. Методика формирования образной памяти. Факторы, ухудшающие функционирование нормативной памяти. Условия успешного запоминания информации.
Основная литература.
Арденн, Д.Б. Развитие памяти для «чайников» [Текст] / Д.Б. Арденн. – М., 2004.
Бэддели, А. Ваша память. Руководство по тренировке и развитию [Текст] / А. Бэддели ; пер. с англ. С.Л. Могилевского. – М., 2001.
Бьюзен, Т. Усовершенствуйте свою память [Текст] / Т.Бьюзен. – Минск, 2003.
Валлон, А. Психическое развитие ребенка [Текст] / А. Валлон. – СПб., 2001.
Гэймон, Д. Эффективная работа мозга [Текст] / Д. Гэймон, А. Брэгдон. - М., 2002.
Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология памяти [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М., 2000.
Джеймс, У. Психология памяти [Текст] / У. Джеймс. – М., 2000.
Клацки Р. Психология памяти. М.2009.
Когнитивная психология памяти. – СПб., 2005.
Лорейн, Г. Развитие памяти и способности концентрироваться [Текст] / Г. Лорейн ; пер. с англ. – М., 2007.
Пугач, Ю.Г. Развитие памяти. М., 2006.
Польской, А. Как улучшить свою память [Текст] / А. Польской. – Минск, 2000.
Поссин, В. Как развить суперпамять [Текст] / В. Поссин. – М., 2004.
Психология развития [Текст] ; под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001
Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.
Улучшение памяти / Пер. с англ. — СПб.: ≪Издательство ≪ДИЛЯ≫, 2004. —96 с.
Интернет-ресурсы по теме.
http://sbiblio.com/biblio/archive/nemov_obchie/05.aspx - Немов Р.С. Общие основы психологии. 2003.
http://www.mgup-dc.narod.ru/preview/8e94340ed6eeb82ea014ddd60d7693ee.htm - факторы определяющие развитие памяти.
http://www.koob.ru/gippenreiter_yuliya/psihologiya_pamyati - Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология памяти [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М., 2000.
http://www.klex.ru/author/memory/ - Улучшение памяти / Пер. с англ. — СПб.: ≪Издательство ≪ДИЛЯ≫, 2004. —96 с.
http://www.klex.ru/author/memory/ - Ю.Г.Пугач Развитие памяти.
http://www.klex.ru/author/memory/ - книги по развитию памяти
http://www.klex.ru/afl - Клацки Р. Психология памяти. М.2009.
http://www.koob.ru/stolyarenko_l_d/osnovi_psihologii_stolyarenko - Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.
- Тема 1: Проявление сознания в поведении человека.
- Тема 2: Внимание и установка.
- Тема 3: Факторы, определяющие развитие памяти у человека.
- Тема 4: Сенсорные процессы (ощущения и восприятия) в деятельности и общении.
- Http://psylib.Org.Ua/books/vekkl01/index.Htm - л.М.Веккер Психика и реальность : единая теория психических процессов. Издательство "Смысл". Москва, 2000
- Тема 5: Возрастные и индивидуальные особенности памяти.
- Тема 6: Речь как инструмент мышления.
- 1. Выгодский л.С. Мышление и речь. М., 2007.
- Тема 7: Проблемы измерения мышления. Тесты и коэффициенты интеллекта.
- Тема 8: Роль воображения в деятельности и общении.
- Тема 9: Мечта, грезы, фантазия - особые виды воображения.
- Тема 10: Сны и сновидения: их значение в психологии.
- Тема 11: Психология творческого мышления.
- Тема 12: Взаимосвязь эмоций и потребностей человека.
- Тема 13: Любовь как нравственное чувство.
- Тема 14: Становление и современное состояние психологической науки.
- Тема 15: Влияние интереса человека на развитие способностей.
- Тема 16: Понятие проективных методик их многообразие и значение в психологии.
- Http://www.I2r.Ru/static/493/out_19861.Shtml - Проективные методики в качественных исследованиях.
- Тема 17: Значение невербального общения в жизни человека.
- Http://www.It-med.Ru/library/V/verbalne.Htm - Вербальные и невербальные коммуникации.
- Http://www.E-reading.Org.Ua/chapter.Php/97640/86/Makarova_-_Psihologiya__konspekt_lekciii.Html - Макарова Психология: конспект лекций
- Http://sbiblio.Com/biblio/archive/averianov_xrpsiholog/ps12.Aspx - Буртовая е.В.(сост.) Хрестоматия по психологии.2000 (и. Атватер Невербальное общение)
- Тема 18: Достоинства и недостатки различных типов темперамента.
- Тема 19: Зависимость стиля общения от свойств темперамента.
- Тема 20: Роль темперамента в деятельности человека.
- Тема 21: Характер как интегративное свойство личности.
- Тема 22: Способности, одаренность, талант: взаимосвязь и различия.
- Тема 23: Умственные способности и возраст.
- 2. Бадмаева н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ: Издательство всгту, 2004. – 280 с
- Тема 24: Природа индивидуальных различий в способностях у детей.
- Тема 25: Основные параметры индивидуальных различий личности.
- Тема 26: Потребности и мотивы в становлении личности.
- Тема 27: Волевые качества личности и их формирование.
- Тема 28: Привычки и их роль в осуществлении деятельности.
- Тема 29: Психология страха, тревоги и тревожности.
- Тема 30: Стрессы в жизни человека.
- Http://www.Koob.Ru/lupyan/barriers_communication - Лупьян я.А Барьеры общения, конфликты, стресс. М., 2008.
- Общие Интернет-ресурсы для написания рефератов::