Тема 14: Становление и современное состояние психологической науки.
План
1. Зарубежная и отечественная психология ХХ века.
1.1. Развитие психологии в России в послереволюционный период.
1.2. Зарубежная психология ХХ века.
2. Новейшие открытия и достижения психологической науки на рубеже ХХ - ХХI веков.
Рекомендуемый глоссарий по теме:
Отечественная психология ХХ века: Развитие психологии в России в послереволюционный период: Психологические школы в России в начале XX века. Роль Сеченова в развитии естественнонаучного направления отечественной психологии. Учение Павлова как развитие идей Сеченова. Концепция Ухтомского, заслуги Ланге в психологии. Принцип деятельностного подхода к изучению психики человека в начале ХХ века. Теория Л.С. Выготского о происхождении и развитии высших психических функций. Концепция деятельностного подхода к психике А.Н. Леонтьева. Теория поэтапного формирования умственных действий.
Зарубежная психология ХХ века. Общая характеристика структурализма, функционализма, бихевиоризма, глубинной и аналитической психологии и вюрцбургской школы психологии. Их роль как течений, вырастающих из исторического контекста. Их принципы, факторы развития и историческое значение.
Психоаналитическая ориентация (глубинная психология): Концепция З.Фрейда, К.Юнга, А.Адлера, Неофрейдизм и другие направления развития психоанализа (А.Фрейд, К. Хорни, Э. Фромм, Э. Эриксон).
Бихевиористская - Концепция Б.Скиннера
Гуманистическая - Концепция А. Маслоу и Личностно-центрированный подход К. Роджерса.
Новейшие открытия и достижения психологической науки - Тенденции и направления в развитии современной психологии и практической психологии: психоанализ, юнгианский анализ, психодрама, трансактный анализ, логотерапия, гуманистическая психология, экзистенциальная психология, гештальт психология, когнитивная психология, трансперсональная психология, онтопсихология, психосинтез, интегральная психология, НЛП, коучинг, духовные техники Славинского, нейропсихология, нетрадиционная психология, томалогия, йога (Интегральная йога, Кундалини йога).
Основная литература.
Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание человека [Текст] / А.Г. Асмолов. – М., 2007.
Галустова, О.В. История психологии в вопросах и ответах [Текст] : учеб. пособие / О.В. Галустова. – М., 2006.
Гальперин, П.Я. История психологии ХХ век [Текст] / П.Я. Гальперин. – М., 2005.
Ждан, А.Н. История психологии: от античности до наших дней [Текст] : учебник для вузов / А.Н. Ждан. – М., 2005.
История современной психологии / Т. Лихи. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 448 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
Константинов В. В. История психологии: учебное пособие. – Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2007 – 144 с.
Лучинин А.С. «История психологии. Конспект лекций»: Эксмо; Москва; 2008
Марцинковская, Т.Д. История психологии [Текст] / Т.Д. Марцинковская. – М., 2004.
Петровский, А.В. Психология в России: ХХ век [Текст] / А.В. Петровский. – М., 2000.
Психология ХХI века [Текст] : учебник для вузов. – М., 2003.
Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.
Смит, Н. Современные системы психологии [Текст] / Н. Смит ; пер. с англ. под общ. ред. А.А. Алексеева. – СПб., 2003.
Юнг, К.Г. Проблемы души нашего времени [Текст] / К.Г. Юнг ; предисл. А.В. Брушлинского. – М., 2006
Зарубежная психология XX столетия: Учеб. пособие. М., 2001
Ярошевский М.Г. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ от античности до середины ХХ в.
Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л.Царук / Под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002.- 532с.,ил.
Интернет-ресурсы по теме.
http://www.koob.ru/jdan_a_n/istoriya_psihologii_1 - Ждан, А.Н. История психологии: от античности до наших дней.
http://www.koob.ru/yaroshevskiy/istoriya_psihologii - Ярошевский М.Г. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ от античности до середины ХХ в.
http://www.koob.ru/shultz_duan_syndy/shultz_istoria_sovremennoj_psihologii - Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л.Царук / Под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002
http://www.koob.ru/marcinkovskaya_t_d/history_of_psychology - Марцинковская, Т.Д. История психологии [Текст] / Т.Д. Марцинковская. – М., 2002.
http://www.koob.ru/konstantinov_v_v/istoria_psihologii - Константинов В. В. История психологии: учебное пособие. – Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2007 – 144 с.
http://www.koob.ru/karpenko_l/personnel - Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.
http://www.koob.ru/luchinin_a_s/his_psy - Лучинин А.С. «История психологии. Конспект лекций»: Эксмо; Москва; 2008
http://www.koob.ru/leahey_t/a_history_of_modern_psychology - История современной психологии / Т. Лихи. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 448 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
- Тема 1: Проявление сознания в поведении человека.
- Тема 2: Внимание и установка.
- Тема 3: Факторы, определяющие развитие памяти у человека.
- Тема 4: Сенсорные процессы (ощущения и восприятия) в деятельности и общении.
- Http://psylib.Org.Ua/books/vekkl01/index.Htm - л.М.Веккер Психика и реальность : единая теория психических процессов. Издательство "Смысл". Москва, 2000
- Тема 5: Возрастные и индивидуальные особенности памяти.
- Тема 6: Речь как инструмент мышления.
- 1. Выгодский л.С. Мышление и речь. М., 2007.
- Тема 7: Проблемы измерения мышления. Тесты и коэффициенты интеллекта.
- Тема 8: Роль воображения в деятельности и общении.
- Тема 9: Мечта, грезы, фантазия - особые виды воображения.
- Тема 10: Сны и сновидения: их значение в психологии.
- Тема 11: Психология творческого мышления.
- Тема 12: Взаимосвязь эмоций и потребностей человека.
- Тема 13: Любовь как нравственное чувство.
- Тема 14: Становление и современное состояние психологической науки.
- Тема 15: Влияние интереса человека на развитие способностей.
- Тема 16: Понятие проективных методик их многообразие и значение в психологии.
- Http://www.I2r.Ru/static/493/out_19861.Shtml - Проективные методики в качественных исследованиях.
- Тема 17: Значение невербального общения в жизни человека.
- Http://www.It-med.Ru/library/V/verbalne.Htm - Вербальные и невербальные коммуникации.
- Http://www.E-reading.Org.Ua/chapter.Php/97640/86/Makarova_-_Psihologiya__konspekt_lekciii.Html - Макарова Психология: конспект лекций
- Http://sbiblio.Com/biblio/archive/averianov_xrpsiholog/ps12.Aspx - Буртовая е.В.(сост.) Хрестоматия по психологии.2000 (и. Атватер Невербальное общение)
- Тема 18: Достоинства и недостатки различных типов темперамента.
- Тема 19: Зависимость стиля общения от свойств темперамента.
- Тема 20: Роль темперамента в деятельности человека.
- Тема 21: Характер как интегративное свойство личности.
- Тема 22: Способности, одаренность, талант: взаимосвязь и различия.
- Тема 23: Умственные способности и возраст.
- 2. Бадмаева н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ: Издательство всгту, 2004. – 280 с
- Тема 24: Природа индивидуальных различий в способностях у детей.
- Тема 25: Основные параметры индивидуальных различий личности.
- Тема 26: Потребности и мотивы в становлении личности.
- Тема 27: Волевые качества личности и их формирование.
- Тема 28: Привычки и их роль в осуществлении деятельности.
- Тема 29: Психология страха, тревоги и тревожности.
- Тема 30: Стрессы в жизни человека.
- Http://www.Koob.Ru/lupyan/barriers_communication - Лупьян я.А Барьеры общения, конфликты, стресс. М., 2008.
- Общие Интернет-ресурсы для написания рефератов::