logo
психология

Тема 21: Характер как интегративное свойство личности.

План

1. Психологическое понятие характера в теориях.

2. Структура характера и его особенности.

3. Анализ подходов к психологическим типам акцентуированных характеров.

Рекомендуемый глоссарий по теме:

Проблема характера и его развития. Понятие "характер" и его основные признаки. Взаимосвязь характера и темперамента в структуре индивидуальности. Классификации черт характера. Характеристика особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации характера. Природа и проявление характера. Основные этапы формирования характера. Система поступков — фундамент характера человека. Формирование характера в детстве.

Разработчик понятия акцентуации - К.Леонгард в 1968 году выделил шесть типов темперамента - гипертимный (склонный к повышенному фону настроения); дистимный (сосредоточенный на мрачных сторонах жизни); циклотимный (склонный к колебаниям настроения); экзальтированный (с бурными реакциями на внешние стимулы);тревожный (робкий, покорный, приниженный);эмотивный (чувствительный, тонко восприимчивый). Также им было выделено четыре типа акцентуированных личностей: демонстративная - авантюризм, тщеславие, жалость к себе, необдуманность поступков, стремление к игре определенной социальной роли; педантичная - ригидность (тугоподвижность) нервных процессов, добросовестность, обязательность; застревающая - патологическая стойкость аффекта, злопамятность, честолюбие, подозрительность, склонность к ревности, настойчивость; возбудимая - недостаточность самоконтроля, импульсивность реакций, склонность к алкоголизации. Выделенные Леонгардом типы акцентуированных личностей разделены на две группы: 1) акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и 2) акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно - боязливый, циклотимический, эмотивный, аффективно - экзальтированный).

Рекомендация-помощь: А.Е. Личко в 1977 году опубликовал свою классификацию акцентуаций характера, разработанную специально для подросткового возраста. К классификации К.Леонгарда он добавил довольно распространенные в подростковом возрасте неустойчивый и конформный типы, а также астено-невротический тип. Дистимический и застревающий типы были исключены, так как в подростковом возрасте они практически не встречаются. Таким образом, классификация типов акцентуаций характера в подростковом возрасте по А.Е. Личко выглядит следующим образом: истероидный (демонстративный); психастенический (педантичный); эпилептоидный (возбудимый); гипертимный (гипертимический); циклоидный (аффективно-лабильный); лабильный (аффективно-экзальтированный и эмотивный); сенситивный (тревожный); шизоидный (интровертированный); неустойчивый; конформный; астено-невротический.

Таблица 1.

Сопоставление типов акцентуации характера по А. Личко и К. Леонгарду

Типы

по А. Личко

Типы

по К. Леонгарду

Характеристика типов

Лабильный

циклоид

Лабильный. Сверхподвижный.

Эмотивный

Чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций. Мягкосердечные люди, они более жалостливые. Легко впадают в депрессию.

Истероидный

Демонстративный

Артистические способности. Особый их дар внушать к себе чувство симпатии, любви. Быстро находят друзей.

Психастенический

Сверхточный

Нерешительность, склонность ко всякого рода рассуждениям, тревожная мнительность. Любовь к самоанализу и легкость навязывающих страхов.

Эпилептоидный

Регино-аффективный.

Неуправляемый

Повышенная ревнивость, агрессивен, проявляет стремление к лидерству. Беспрекословно подчиняется приказам.

Шизоидный

Интровертный

Склонность к размышлению и формированию личных оценок разных событий у людей малообразованных. Уход в себя в свой замкнутый недоступный окружающим людям внутренний мир.

Сенситивный

Боязливый

Характеризуется тревожностью. Это качество мешает человеку найти свое место в жизни. Замкнутость, робость.

Астено-невротический

Неконцентрированный или неврастенический

Тревожно мнителен. Боится трудностей. Усиленно печется о своем здоровье, повышенная утомляемость.

Конформный

Экстравертный

Легко поддается влиянию окружения, стимулам из вне, постоянно ищет новых переживаний. Отлично чувствует себя в оживленном обществе. Не критичен к своему поведению.

Неустойчивый

Слабовольный

Склонен к развлечениям, получению удовольствия, живет одним днем, за будущее не переживает. Имеет неадекватную самооценку.

Основная литература.

  1. Батаршев, А.В. Диагностика темперамента и характера [Текст] / А.В. Батаршев. – СПб., 2007.

  2. Батаршев, А.В. Типология характера и личности [Текст] : практическое руководство / А.В. Батаршев. – М., 2005.

  3. Келли, А.Дж. Теории личности [Текст] / А.Дж. Келли. – СПб., 2000.

  4. Клонингер, С. Теории личности: познание человека [Текст] / С. Клонингер. – СПб., 2003.

  5. Козлов, Н.И. Формула личности [Текст] / Н.И. Козлов. – СПб., 2000.

  6. Козубовский, В.М. Общая психология: личность [Текст] : учеб. пособие / В.М. Козубовский. – Минск, 2005.

  7. Левенталь, Е. Характеры и роли [Текст] / Е. Левенталь. – М., 2007.

  8. К. Леонгарда «Акцентуированные личности». М.2009.

  9. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.

  10. Мадди, С. Теории личности: сравнительный анализ [Текст] / С. Мадди. – СПб., 2002.

  11. Маклаков А. Общая психология. Глава 25. Характер.

  12. Миллер, А. Характер, личность, успех [Текст] / А. Миллер. – М., 2005.

  13. Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология [Текст] : учеб. пособие / С.К. Нартова-Бочавер. – М., 2006.

  14. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст] / Е.И. Рогов : в 2-х кн. - М., 2002.

  15. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И.Педагогика и психология. М. 2002.

  16. Фридман, Л.М. Мотивация учения [Текст] / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина // Педагогическая психология : хрестоматия ; сост. В.Н. Карандашев, Н.В. Носов, О.Н. Щепелина. – СПб., 2006. – С. 62 – 66.

Интернет-ресурсы по теме.

  1. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/makl/25.php - Маклаков А. Общая психология. Глава 25. Характер.

  2. http://www.psychology.ru/library/00061.shtml - Петухов В.В. ТИПОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ (Характер).

  3. http://www.koob.ru/leongard_karl/akcentuirovannie_lichnosti - Книга К. Леонгарда «Акцентуированные личности»

  4. http://www.koob.ru/lichko_a_e/ - Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.

  5. http://sbiblio.com/biblio/archive/psihologija_i_pedagogika/07.aspx - Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И.педагогика и психология. М. 2002.