Тема 21: Характер как интегративное свойство личности.
План
1. Психологическое понятие характера в теориях.
2. Структура характера и его особенности.
3. Анализ подходов к психологическим типам акцентуированных характеров.
Рекомендуемый глоссарий по теме:
Проблема характера и его развития. Понятие "характер" и его основные признаки. Взаимосвязь характера и темперамента в структуре индивидуальности. Классификации черт характера. Характеристика особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации характера. Природа и проявление характера. Основные этапы формирования характера. Система поступков — фундамент характера человека. Формирование характера в детстве.
Разработчик понятия акцентуации - К.Леонгард в 1968 году выделил шесть типов темперамента - гипертимный (склонный к повышенному фону настроения); дистимный (сосредоточенный на мрачных сторонах жизни); циклотимный (склонный к колебаниям настроения); экзальтированный (с бурными реакциями на внешние стимулы);тревожный (робкий, покорный, приниженный);эмотивный (чувствительный, тонко восприимчивый). Также им было выделено четыре типа акцентуированных личностей: демонстративная - авантюризм, тщеславие, жалость к себе, необдуманность поступков, стремление к игре определенной социальной роли; педантичная - ригидность (тугоподвижность) нервных процессов, добросовестность, обязательность; застревающая - патологическая стойкость аффекта, злопамятность, честолюбие, подозрительность, склонность к ревности, настойчивость; возбудимая - недостаточность самоконтроля, импульсивность реакций, склонность к алкоголизации. Выделенные Леонгардом типы акцентуированных личностей разделены на две группы: 1) акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и 2) акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно - боязливый, циклотимический, эмотивный, аффективно - экзальтированный).
Рекомендация-помощь: А.Е. Личко в 1977 году опубликовал свою классификацию акцентуаций характера, разработанную специально для подросткового возраста. К классификации К.Леонгарда он добавил довольно распространенные в подростковом возрасте неустойчивый и конформный типы, а также астено-невротический тип. Дистимический и застревающий типы были исключены, так как в подростковом возрасте они практически не встречаются. Таким образом, классификация типов акцентуаций характера в подростковом возрасте по А.Е. Личко выглядит следующим образом: истероидный (демонстративный); психастенический (педантичный); эпилептоидный (возбудимый); гипертимный (гипертимический); циклоидный (аффективно-лабильный); лабильный (аффективно-экзальтированный и эмотивный); сенситивный (тревожный); шизоидный (интровертированный); неустойчивый; конформный; астено-невротический.
Таблица 1.
Сопоставление типов акцентуации характера по А. Личко и К. Леонгарду
Типы по А. Личко | Типы по К. Леонгарду | Характеристика типов |
Лабильный циклоид | Лабильный. Сверхподвижный. Эмотивный | Чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций. Мягкосердечные люди, они более жалостливые. Легко впадают в депрессию. |
Истероидный | Демонстративный | Артистические способности. Особый их дар внушать к себе чувство симпатии, любви. Быстро находят друзей. |
Психастенический | Сверхточный | Нерешительность, склонность ко всякого рода рассуждениям, тревожная мнительность. Любовь к самоанализу и легкость навязывающих страхов. |
Эпилептоидный | Регино-аффективный. Неуправляемый | Повышенная ревнивость, агрессивен, проявляет стремление к лидерству. Беспрекословно подчиняется приказам. |
Шизоидный | Интровертный | Склонность к размышлению и формированию личных оценок разных событий у людей малообразованных. Уход в себя в свой замкнутый недоступный окружающим людям внутренний мир. |
Сенситивный | Боязливый | Характеризуется тревожностью. Это качество мешает человеку найти свое место в жизни. Замкнутость, робость. |
Астено-невротический | Неконцентрированный или неврастенический | Тревожно мнителен. Боится трудностей. Усиленно печется о своем здоровье, повышенная утомляемость. |
Конформный | Экстравертный | Легко поддается влиянию окружения, стимулам из вне, постоянно ищет новых переживаний. Отлично чувствует себя в оживленном обществе. Не критичен к своему поведению. |
Неустойчивый | Слабовольный | Склонен к развлечениям, получению удовольствия, живет одним днем, за будущее не переживает. Имеет неадекватную самооценку. |
Основная литература.
Батаршев, А.В. Диагностика темперамента и характера [Текст] / А.В. Батаршев. – СПб., 2007.
Батаршев, А.В. Типология характера и личности [Текст] : практическое руководство / А.В. Батаршев. – М., 2005.
Келли, А.Дж. Теории личности [Текст] / А.Дж. Келли. – СПб., 2000.
Клонингер, С. Теории личности: познание человека [Текст] / С. Клонингер. – СПб., 2003.
Козлов, Н.И. Формула личности [Текст] / Н.И. Козлов. – СПб., 2000.
Козубовский, В.М. Общая психология: личность [Текст] : учеб. пособие / В.М. Козубовский. – Минск, 2005.
Левенталь, Е. Характеры и роли [Текст] / Е. Левенталь. – М., 2007.
К. Леонгарда «Акцентуированные личности». М.2009.
Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.
Мадди, С. Теории личности: сравнительный анализ [Текст] / С. Мадди. – СПб., 2002.
Маклаков А. Общая психология. Глава 25. Характер.
Миллер, А. Характер, личность, успех [Текст] / А. Миллер. – М., 2005.
Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология [Текст] : учеб. пособие / С.К. Нартова-Бочавер. – М., 2006.
Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст] / Е.И. Рогов : в 2-х кн. - М., 2002.
Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И.Педагогика и психология. М. 2002.
Фридман, Л.М. Мотивация учения [Текст] / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина // Педагогическая психология : хрестоматия ; сост. В.Н. Карандашев, Н.В. Носов, О.Н. Щепелина. – СПб., 2006. – С. 62 – 66.
Интернет-ресурсы по теме.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/makl/25.php - Маклаков А. Общая психология. Глава 25. Характер.
http://www.psychology.ru/library/00061.shtml - Петухов В.В. ТИПОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ (Характер).
http://www.koob.ru/leongard_karl/akcentuirovannie_lichnosti - Книга К. Леонгарда «Акцентуированные личности»
http://www.koob.ru/lichko_a_e/ - Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.
http://sbiblio.com/biblio/archive/psihologija_i_pedagogika/07.aspx - Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И.педагогика и психология. М. 2002.
- Тема 1: Проявление сознания в поведении человека.
- Тема 2: Внимание и установка.
- Тема 3: Факторы, определяющие развитие памяти у человека.
- Тема 4: Сенсорные процессы (ощущения и восприятия) в деятельности и общении.
- Http://psylib.Org.Ua/books/vekkl01/index.Htm - л.М.Веккер Психика и реальность : единая теория психических процессов. Издательство "Смысл". Москва, 2000
- Тема 5: Возрастные и индивидуальные особенности памяти.
- Тема 6: Речь как инструмент мышления.
- 1. Выгодский л.С. Мышление и речь. М., 2007.
- Тема 7: Проблемы измерения мышления. Тесты и коэффициенты интеллекта.
- Тема 8: Роль воображения в деятельности и общении.
- Тема 9: Мечта, грезы, фантазия - особые виды воображения.
- Тема 10: Сны и сновидения: их значение в психологии.
- Тема 11: Психология творческого мышления.
- Тема 12: Взаимосвязь эмоций и потребностей человека.
- Тема 13: Любовь как нравственное чувство.
- Тема 14: Становление и современное состояние психологической науки.
- Тема 15: Влияние интереса человека на развитие способностей.
- Тема 16: Понятие проективных методик их многообразие и значение в психологии.
- Http://www.I2r.Ru/static/493/out_19861.Shtml - Проективные методики в качественных исследованиях.
- Тема 17: Значение невербального общения в жизни человека.
- Http://www.It-med.Ru/library/V/verbalne.Htm - Вербальные и невербальные коммуникации.
- Http://www.E-reading.Org.Ua/chapter.Php/97640/86/Makarova_-_Psihologiya__konspekt_lekciii.Html - Макарова Психология: конспект лекций
- Http://sbiblio.Com/biblio/archive/averianov_xrpsiholog/ps12.Aspx - Буртовая е.В.(сост.) Хрестоматия по психологии.2000 (и. Атватер Невербальное общение)
- Тема 18: Достоинства и недостатки различных типов темперамента.
- Тема 19: Зависимость стиля общения от свойств темперамента.
- Тема 20: Роль темперамента в деятельности человека.
- Тема 21: Характер как интегративное свойство личности.
- Тема 22: Способности, одаренность, талант: взаимосвязь и различия.
- Тема 23: Умственные способности и возраст.
- 2. Бадмаева н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ: Издательство всгту, 2004. – 280 с
- Тема 24: Природа индивидуальных различий в способностях у детей.
- Тема 25: Основные параметры индивидуальных различий личности.
- Тема 26: Потребности и мотивы в становлении личности.
- Тема 27: Волевые качества личности и их формирование.
- Тема 28: Привычки и их роль в осуществлении деятельности.
- Тема 29: Психология страха, тревоги и тревожности.
- Тема 30: Стрессы в жизни человека.
- Http://www.Koob.Ru/lupyan/barriers_communication - Лупьян я.А Барьеры общения, конфликты, стресс. М., 2008.
- Общие Интернет-ресурсы для написания рефератов::