Тема 16: Понятие проективных методик их многообразие и значение в психологии.
План.
1. Понятие проективных методик. История их возникновения.
2. Интерпретативные проективные методики.
3. Рисуночные тесты.
4. Методики вербальных ассоциаций.
5. Импрессивные проективные методики.
Рекомендуемый глоссарий по теме: Общая характеристика проективных методик: преимущества и недостатки; особенностями стимульного материала, особенностями поставленной перед респондентом задачи; особенностями обработки и интерпретации результатов, Классификация проективных методик: Методики интерпретации. Стимульный материал — набор картинок, фотографий. От респондента требуется составить рассказ (ТАТ, САТ) по предложенным картинкам; ответить на вопросы по предложенным ситуациям на картинках (Тест фрустрации Розенцвейга, Тест Жиля); отобрать приятные-неприятные картинки-фотографии (Тест Сонди); Рисуночные тесты: Предметом интерпретации является рисунок, который рисует респондент («Дом. Дерево. Человек», «Дерево», «Человек», «Два дома», «Рисунок семьи», «Пиктограмма», « Автопортрет», «Картина мира», «Свободный рисунок», «Несуществующее животное»), К экспрессивным методикам относятся: Психорисунки, Ролевые игры; Методики вербальных ассоциаций: Набор слов-стимулов. От респондента требуется назвать слова, которые «приходят на ум» в связи с услышанным словом (ассоциативный тест К. Г. Юнга).Набор неоконченных предложений или неоконченный рассказ, которые требуют завершения («Неоконченные предложения»).Вопрос, на который необходимо дать определенное количество ответов («Кто Я?»).
Основная литература.
Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст] / А. Анастази, С. Урбина. - М., 2001.
Батаршев, А.В. Тестирование: основной инструментарий практического психолога [Текст] : учеб. пособие / А.В. Батаршев. – М., 2001.
Бодалев, А.А. Общая психодиагностика [Текст] / А.А. Бодалев, В.В. Столин. – СПб., 2002.
Бурлачук, Л.Ф. Словарь справочник по психодиагностике [Текст] / С.М. Морозов. – СПб., 2001.
Проективная психология/ Пер. с англ. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 528 с. (Серия «Мир психологии»).
Проективные методики исследования личности [Текст] ; под общ. руков. А.А. Гребенюк. – Симферополь, 2003.
Психологический практикум (проективные методики) [Текст] ; под ред. И.В. Архиповой, Ю.А. Минской, Т.А. Фирсовой. – Самара, 2002.
Романова, Е.С. Графические методы в практической психологии [Текст] / Е.С. Романова. – СПб., 2001.
Собчик, Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ [Текст] / Л.Н. Собчик. – СПб., 2007.
Соколова Т.Е. Проективные методики исследования личности. М.2009.
Шапарь, В.Б. Практическая психология [Текст] : Проективные методики / В.Б. Шапарь, О.В. Шапарь. - Ростов н/Д., 2006.
Интернет-ресурсы по теме.
- Тема 1: Проявление сознания в поведении человека.
- Тема 2: Внимание и установка.
- Тема 3: Факторы, определяющие развитие памяти у человека.
- Тема 4: Сенсорные процессы (ощущения и восприятия) в деятельности и общении.
- Http://psylib.Org.Ua/books/vekkl01/index.Htm - л.М.Веккер Психика и реальность : единая теория психических процессов. Издательство "Смысл". Москва, 2000
- Тема 5: Возрастные и индивидуальные особенности памяти.
- Тема 6: Речь как инструмент мышления.
- 1. Выгодский л.С. Мышление и речь. М., 2007.
- Тема 7: Проблемы измерения мышления. Тесты и коэффициенты интеллекта.
- Тема 8: Роль воображения в деятельности и общении.
- Тема 9: Мечта, грезы, фантазия - особые виды воображения.
- Тема 10: Сны и сновидения: их значение в психологии.
- Тема 11: Психология творческого мышления.
- Тема 12: Взаимосвязь эмоций и потребностей человека.
- Тема 13: Любовь как нравственное чувство.
- Тема 14: Становление и современное состояние психологической науки.
- Тема 15: Влияние интереса человека на развитие способностей.
- Тема 16: Понятие проективных методик их многообразие и значение в психологии.
- Http://www.I2r.Ru/static/493/out_19861.Shtml - Проективные методики в качественных исследованиях.
- Тема 17: Значение невербального общения в жизни человека.
- Http://www.It-med.Ru/library/V/verbalne.Htm - Вербальные и невербальные коммуникации.
- Http://www.E-reading.Org.Ua/chapter.Php/97640/86/Makarova_-_Psihologiya__konspekt_lekciii.Html - Макарова Психология: конспект лекций
- Http://sbiblio.Com/biblio/archive/averianov_xrpsiholog/ps12.Aspx - Буртовая е.В.(сост.) Хрестоматия по психологии.2000 (и. Атватер Невербальное общение)
- Тема 18: Достоинства и недостатки различных типов темперамента.
- Тема 19: Зависимость стиля общения от свойств темперамента.
- Тема 20: Роль темперамента в деятельности человека.
- Тема 21: Характер как интегративное свойство личности.
- Тема 22: Способности, одаренность, талант: взаимосвязь и различия.
- Тема 23: Умственные способности и возраст.
- 2. Бадмаева н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ: Издательство всгту, 2004. – 280 с
- Тема 24: Природа индивидуальных различий в способностях у детей.
- Тема 25: Основные параметры индивидуальных различий личности.
- Тема 26: Потребности и мотивы в становлении личности.
- Тема 27: Волевые качества личности и их формирование.
- Тема 28: Привычки и их роль в осуществлении деятельности.
- Тема 29: Психология страха, тревоги и тревожности.
- Тема 30: Стрессы в жизни человека.
- Http://www.Koob.Ru/lupyan/barriers_communication - Лупьян я.А Барьеры общения, конфликты, стресс. М., 2008.
- Общие Интернет-ресурсы для написания рефератов::