Тема 12: Взаимосвязь эмоций и потребностей человека.
План.
1. Человеческие эмоции и особенности их проявлений
1.1 Общая характеристика эмоций.
1.2 Функции и формы эмоций.
1.3 Теории эмоций.
2. Значение эмоций в жизни человека
3. Связь эмоций и потребностей человека
Рекомендуемый глоссарий по теме:
Человеческие эмоции и особенности их проявлений: Понятие эмоций, их формы и виды. Эмоциональные состояния: чувства, аффекты, страсть. Основные функции и роль эмоций. Основные функции эмоций: коммуникативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная. Роль "положительных" и "отрицательных" эмоций. Отражательная функция эмоций. Классификация и виды эмоций: эмоции в узком смысле слова, настроение, аффект, страсть и стресс. Параметры, по которым оцениваются эмоциональные процессы и состояния: интенсивность, продолжительность, глубина, осознанность, происхождение, условия возникновения и исчезновения, действие на организм, динамика развития, направленность, способ выражения и нейрофизиологическая основа. Двухкомпонентная теория С. Шехтера и потребностно–информационная теория эмоций П.В. Симонова. Биологическая теория эмоций П.К. Анохина. Теории эмоций: Ч. Дарвина, У. Джемса и К. Ланге, У. Кеннона.
Значение эмоций в жизни человека: Эволюционный путь развития эмоций, эмоциональные проявления. Классификация и вид эмоций. Виды эмоциональных процессов и различная роль в регуляции деятельности и общения человека с окружающими людьми. Многообразие эмоциональных переживаний у человека.
Связь эмоций и потребностей человека: Классификации эмоций в связи с потребностями (И. Додонов): альтруистические эмоции, коммуникативные эмоции, глорические эмоции, праксические эмоции (или праксические чувства, по П. М. Якобсону), пугнические эмоции (от лат. pugna — борьба), романтические эмоции, гностические эмоции (от греч. gnosis — знание), эстетические эмоции, гедонистические эмоции, акизитивные эмоции (от франц. acquisition — приобретение). Связь эмоций с особенностями жизнедеятельности. Совесть как одно из высших эмоционально-моральных личностных качеств человека. Проявление чувств и эмоций в художественном творчестве. Жизненные наблюдения Б.Спинозы относительно роли эмоций в регуляции личных взаимоотношений людей. Любовь как эмоциональное чувство. Развитие эмоционально-личностной сферы у человека. Роль эмоций во взаимоотношениях людей. Личность и воспитание эмоций. Методики определения эмоциональной сферы личности. Управление эмоциями.
Основная литература.
Бернс Д. Тайна настроения.– М: Рипол классик, 2007
Бойко Виктор Васильевич Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других – М: Информационно-издательский дом "Филинъ", 2006. – 472 с.
Додонов Б.И. Эмоция как ценность М., 2008. 272 с.
Изард К.Э. Психология эмоций пер. с англ. СПб., 2009. 464 с.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. - 752 с.
Крылов А.Психология.– Учеб. М.: Проспект, 2009
Крюгер Ф.Сущность эмоциональных переживаний//Психология эмоций: Тексты.– М.; 2004 – С 108
Маклаков А. Г. Общая психология. ? СПб.: Питер, 2001. 592 с.
Немов Р. С. Психология. Кн. 1. М.: Владос, 2005.
Рогов Е. Общая психология.– М.: Владос, 2004
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.– Питер, 2003
Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. — 288 с
Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. - М.: Логос, 2002.- 156
Интернет-ресурсы по теме.
http://www.emotionlabs.ru/content/38/ - Классификации эмоций в связи с потребностями (И. Додонов).
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/makl/16.php - Маклаков А. Общая психология (Гл. 16).
http://sbiblio.com/biblio/archive/nemov_obchie/09.aspx - Немов Р.С. Основы общей психологии. (Гл. 18).
http://www.ido.rudn.ru/psychology/psychophysiology/4.html - Тема 4. Психофизиология эмоционально-потребностной сферы.
http://www.psychology-online.net/articles/doc-725.html - С.Л.Рубинштейн. Эмоции и потребности.
http://lib100.com/book/common_psychology/introduction_psy/_%d8%e0%e4%f0%e8%ea%ee%e2%20%c2.%c4.,%20%c2%e2%e5%e4%e5%ed%e8%e5%20%e2%20%ef%f1%e8%f5%ee%eb%ee%e3%e8%fe.%20%d1%ef%ee%f1%ee%e1%ed%ee%f1%f2%e8%20%f7%e5%eb%ee%e2%e5%ea%e0.pdf- Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. - М.: Логос, 2002.- 156 с.
http://www.pedlib.ru/Books/1/0333/1_0333-182.shtml - Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. — 288 с
http://www.koob.ru/viliunas/psihologia_emocij - Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. —288 с.
http://www.koob.ru/izard/psihologiya_emociy - Изард К.Э. Психология эмоций пер. с англ. СПб., 2009. 464 с.
http://www.koob.ru/iljin_e_p/ - Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001.
http://www.koob.ru/dodonov_b/emociya_kak_cennost - Додонов Б.И. Эмоция как ценность М., 2008. 272 с.
http://www.koob.ru/boyko_v_v/energiya_emociy_boyko - Бойко Виктор Васильевич Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других – М: Информационно-издательский дом "Филинъ", 2006. – 472 с.
- Тема 1: Проявление сознания в поведении человека.
- Тема 2: Внимание и установка.
- Тема 3: Факторы, определяющие развитие памяти у человека.
- Тема 4: Сенсорные процессы (ощущения и восприятия) в деятельности и общении.
- Http://psylib.Org.Ua/books/vekkl01/index.Htm - л.М.Веккер Психика и реальность : единая теория психических процессов. Издательство "Смысл". Москва, 2000
- Тема 5: Возрастные и индивидуальные особенности памяти.
- Тема 6: Речь как инструмент мышления.
- 1. Выгодский л.С. Мышление и речь. М., 2007.
- Тема 7: Проблемы измерения мышления. Тесты и коэффициенты интеллекта.
- Тема 8: Роль воображения в деятельности и общении.
- Тема 9: Мечта, грезы, фантазия - особые виды воображения.
- Тема 10: Сны и сновидения: их значение в психологии.
- Тема 11: Психология творческого мышления.
- Тема 12: Взаимосвязь эмоций и потребностей человека.
- Тема 13: Любовь как нравственное чувство.
- Тема 14: Становление и современное состояние психологической науки.
- Тема 15: Влияние интереса человека на развитие способностей.
- Тема 16: Понятие проективных методик их многообразие и значение в психологии.
- Http://www.I2r.Ru/static/493/out_19861.Shtml - Проективные методики в качественных исследованиях.
- Тема 17: Значение невербального общения в жизни человека.
- Http://www.It-med.Ru/library/V/verbalne.Htm - Вербальные и невербальные коммуникации.
- Http://www.E-reading.Org.Ua/chapter.Php/97640/86/Makarova_-_Psihologiya__konspekt_lekciii.Html - Макарова Психология: конспект лекций
- Http://sbiblio.Com/biblio/archive/averianov_xrpsiholog/ps12.Aspx - Буртовая е.В.(сост.) Хрестоматия по психологии.2000 (и. Атватер Невербальное общение)
- Тема 18: Достоинства и недостатки различных типов темперамента.
- Тема 19: Зависимость стиля общения от свойств темперамента.
- Тема 20: Роль темперамента в деятельности человека.
- Тема 21: Характер как интегративное свойство личности.
- Тема 22: Способности, одаренность, талант: взаимосвязь и различия.
- Тема 23: Умственные способности и возраст.
- 2. Бадмаева н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ: Издательство всгту, 2004. – 280 с
- Тема 24: Природа индивидуальных различий в способностях у детей.
- Тема 25: Основные параметры индивидуальных различий личности.
- Тема 26: Потребности и мотивы в становлении личности.
- Тема 27: Волевые качества личности и их формирование.
- Тема 28: Привычки и их роль в осуществлении деятельности.
- Тема 29: Психология страха, тревоги и тревожности.
- Тема 30: Стрессы в жизни человека.
- Http://www.Koob.Ru/lupyan/barriers_communication - Лупьян я.А Барьеры общения, конфликты, стресс. М., 2008.
- Общие Интернет-ресурсы для написания рефератов::