Тема 17: Значение невербального общения в жизни человека.
План.
1. Характеристика невербальной коммуникации
1.1. Понятие и сущность невербальной коммуникации.
1.2. Классификация основных невербальных средств общения.
2. Сравнительная характеристика вербальной и невербальной коммуникации
2.1.Особенности вербальной коммуникации
2.2. Особенности невербальной коммуникации
Рекомендуемый глоссарий по теме: Сущность и история изучения невербального общения. Подходы к нему: социально-перцептивный, коммуникативный, паралингвистический, интерактивный. Виды невербального общения: голос, внешний вид, улыбка, взгляд, движения, танец, походка, жесты, прикосновения, объятия, мимика. Природа и сущность невербального общения. Межнациональные особенности невербального общения. Кинесические и проксемические, психологические и паралингвистические особенности невербального общения. Разновидности коммуникационных жестов. Взгляды и их проявления при визуальном контакте. Характеристика традиций общения у людей разных культур. Классификация невербальных средств общения. Обусловленность невербального языка импульсами подсознания. Кинесические средства: походка, поза, жесты, мимика, визуальный контакт. Проксемика: дистанция, ориентация, невербальные средства повышения делового статуса. Просодические и экстралингвистические, такесические и проксемические средства общения. Невербальное общение как неречевая форма общения, состоящая из жестов, мимики, поз, визуального контакта, тембра, интонации. Основные правила беседы. Роль невербального общения и соблюдение правил его этикета. Сущность ассоциирования эмоций с мимикой. Психологические особенности невербального общения человека. Характеристика поведенческих реакций, движений, раздражителей и психосоматических реакций. Особенности личной пространственной территории человека, анализ мимики, жестикуляции, элементов одежды. Выявление трудностей невербального общения. Особенности невербального общения в разных странах.
Рис. 5. Виды невербальных средств общения
Рис. 6. Основные невербальные средства общения.
Основная литература.
Андрианов М.С. Невербальная коммуникация. - М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2007.
Виллсон Г. Язык жестов. СПб.2001.
Биркенбил В.Ф. Язык интонации, мимики, жестов. / Пер. с немецкого А. Желнина. - СПб.: Питер, (1997), 2009.
Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. - М.: Инфра-М, 2009.
Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. 3-е изд. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007.
Гласс Л. Я читаю ваши мысли / Л. Гласс; Пер. с англ. Е.М. Пестеревой. — М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. — 251, [5] с. — (Библиотека практической психологии).
Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. 5-е издание. М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004.— 192 с.
Измайлова М.А. Деловое общение. - М.: Дашков и К, 2009.
Клюев Е.В. Речевая коммуникация. - М.: Рипол Классик, 2002.
Коццолино М. Невербальная коммуникация: теории, функции, язык и знак. - Харьков: Гуманитарный центр, 2009.
Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. - Ростов-на-Дону: Феникс, (1999), 2006 .
Ли Д. Практика группового тренинга: Вербальная и невербальная коммуникации; Совладание со стрессом, визуальная поддержка; Оценка результатов тренинга. / Пер. с англ. А. Маслова. - Спб.: Питер, 2001.
Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. - М.: Институт психологии РАН, 2008.
Никандров В.В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. - СПб.: Речь, 2002.
Скаженик Е.Н. Деловое общение. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.
Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. Ай кью., 2002.
Поваляева М.А., Рутер О. Невербальные средства общения. Феникс. 2004.
Тен Ю.П. Культурология и межкультурная коммуникация. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Терин В.П. Массовая коммуникация. - М.: Институт социологии РАН, 2000.
Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. - М.: Социальные отношения, 2005.
Интернет-ресурсы по теме.
- Тема 1: Проявление сознания в поведении человека.
- Тема 2: Внимание и установка.
- Тема 3: Факторы, определяющие развитие памяти у человека.
- Тема 4: Сенсорные процессы (ощущения и восприятия) в деятельности и общении.
- Http://psylib.Org.Ua/books/vekkl01/index.Htm - л.М.Веккер Психика и реальность : единая теория психических процессов. Издательство "Смысл". Москва, 2000
- Тема 5: Возрастные и индивидуальные особенности памяти.
- Тема 6: Речь как инструмент мышления.
- 1. Выгодский л.С. Мышление и речь. М., 2007.
- Тема 7: Проблемы измерения мышления. Тесты и коэффициенты интеллекта.
- Тема 8: Роль воображения в деятельности и общении.
- Тема 9: Мечта, грезы, фантазия - особые виды воображения.
- Тема 10: Сны и сновидения: их значение в психологии.
- Тема 11: Психология творческого мышления.
- Тема 12: Взаимосвязь эмоций и потребностей человека.
- Тема 13: Любовь как нравственное чувство.
- Тема 14: Становление и современное состояние психологической науки.
- Тема 15: Влияние интереса человека на развитие способностей.
- Тема 16: Понятие проективных методик их многообразие и значение в психологии.
- Http://www.I2r.Ru/static/493/out_19861.Shtml - Проективные методики в качественных исследованиях.
- Тема 17: Значение невербального общения в жизни человека.
- Http://www.It-med.Ru/library/V/verbalne.Htm - Вербальные и невербальные коммуникации.
- Http://www.E-reading.Org.Ua/chapter.Php/97640/86/Makarova_-_Psihologiya__konspekt_lekciii.Html - Макарова Психология: конспект лекций
- Http://sbiblio.Com/biblio/archive/averianov_xrpsiholog/ps12.Aspx - Буртовая е.В.(сост.) Хрестоматия по психологии.2000 (и. Атватер Невербальное общение)
- Тема 18: Достоинства и недостатки различных типов темперамента.
- Тема 19: Зависимость стиля общения от свойств темперамента.
- Тема 20: Роль темперамента в деятельности человека.
- Тема 21: Характер как интегративное свойство личности.
- Тема 22: Способности, одаренность, талант: взаимосвязь и различия.
- Тема 23: Умственные способности и возраст.
- 2. Бадмаева н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ: Издательство всгту, 2004. – 280 с
- Тема 24: Природа индивидуальных различий в способностях у детей.
- Тема 25: Основные параметры индивидуальных различий личности.
- Тема 26: Потребности и мотивы в становлении личности.
- Тема 27: Волевые качества личности и их формирование.
- Тема 28: Привычки и их роль в осуществлении деятельности.
- Тема 29: Психология страха, тревоги и тревожности.
- Тема 30: Стрессы в жизни человека.
- Http://www.Koob.Ru/lupyan/barriers_communication - Лупьян я.А Барьеры общения, конфликты, стресс. М., 2008.
- Общие Интернет-ресурсы для написания рефератов::